«Дружба дружбой…» О том, почему Азербайджан не отступит от своей позиции по Иерусалиму
Всемирный переполох – так можно охарактеризовать состояние некой ошарашенности, которое вызвало на международной арене сенсационное заявление американского президента по Иерусалиму.
Многих союзников США это заявление поставило в относительно неловкое положение, когда на фоне спровоцированной им новой эскалации палестино-израильского конфликта все они объединились против, прямо скажем, неоднозначного решения Трампа о переносе американского посольства в Иерусалим и, тем самым, признание этого города столицей Израиля.
Апофеозом столь дружного неодобрения стал созыв специального заседания Совбеза ООН для рассмотрения резолюции о непризнании изменения статуса Иерусалима, которое стало намного более бурным, чем обычно. Резолюцию, за принятие которой проголосовали 14 государств-членов СБ ООН, заблокировали США.
Комментируя пункты этого документа, постпред США при ООН Никки Хейли назвала резолюцию по Иерусалиму «оскорблением, которое не будет забыто». По ее словам, ООН «заставила США наложить вето» на этот документ из-за «простого решения [Вашингтона] о том, где ему размещать свое посольство».
Тем не менее, единодушие большинства стран мира в вопросе решения США, вовсе не означает, что все они намерены из-за этого осложнить свои отношения с самим Израилем.
Резким диссонансом в мировом многоголосье пока прозвучал лишь голос Анкары, выступившей с не менее громким, чем трамповское, заявлением – признать Иерусалим столицей Палестины, призвав к тому же страны исламского мира и пойдя тем самым на новое обострение, казалось, теплеющих (усилиями тех же США) отношений с Израилем, омраченных после известного инцидента с «Мави Мармара».
Читайте по теме:
Турция и Израиль заключили Меморандум о нормализации отношений
Моментально воспользовавшись резкими заявлениями Эрдогана, известные круги поспешили намекнуть Израилю - мол, самое время признать «геноцид армян» - и они же предложили ему пересмотреть отношения с Азербайджаном, поддержавшего позицию Турции и исламских стран.
«Безусловно, наши отношения с Азербайджаном…»
Ответ на эти инсинуации последовал от министра обороны Израиля Авигдора Либермана.
В интервью телеканалу RTV1 Либерман заявил, что Израиль не намерен признавать т.н. «геноцид армян» в том числе, считая намного более важными для себя отношения с Азербайджаном, который разделяет справедливую позицию братской Турции по данному вопросу.
Так, на вопрос ведущего о его отношении к призывам в адрес Израиля признать «геноцид армян», глава израильского оборонного ведомства ответил:
- Я не считаю, что надо ворошить именно этот вопрос, который является вопросом чисто историческим, спорным, теоретическим. Не думаю, что это имеет конкретное влияние на сегодняшнюю позицию Израиля.
- Это из-за Баку, из-за отношений с Азербайджаном?
- Прежде всего, с точки зрения истории, есть очень много споров.
Во-вторых, безусловно, наши отношения с Азербайджаном, Баку, которые для нас являются очень важными.
И, в-третьих, конечно, нам надо смотреть на конкретные вещи…
Ответ, безусловно, веский и довольно неожиданный, более чем ярко характеризующий, как дорожит Тель-Авив отношениями с Баку.
Твердая позиция
Азербайджан с не меньшим пиететом относится к Израилю, с которым его связывает давнее и тесное сотрудничество - политическое, торгово-экономическое, военное.
Буквально на днях министр оборонной промышленности Явер Джамалов в своей статье в газете «Азербайджан» заявил о налаживании совместного с Израилем производства беспилотников различного назначения: «С израильской компанией «Аэронавтика» мы создали совместное предприятие и производим беспилотные летательные аппараты различного назначения».
Что касается подстрекательств тех самых кругов, то к их сведению: проводя самостоятельную независимую политику, Азербайджан ни на кого не оглядывается, а опирается исключительно на свои национальные интересы.
И это значит, что никакая, даже крайне тонкая и чувствительная ситуация не способна побудить Баку, взявшим четкий курс на неукоснительную приверженность соблюдению международного права, рассматривать возможность отклонения от него.
Позиция Баку по вопросу Иерусалима, известна: Азербайджан, поддерживая решение израильско-палестинского конфликта мирным путем, является сторонником решения вопроса Восточного Иерусалима как столицы Государства Палестины на основе двух государств, и призывает все стороны, вовлеченные в этот вопрос, соблюдать соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН.
Здесь уместно будет отметить, что сегодня на трехсторонней встрече глав МИД Азербайджана, Турции и Ирана в Баку был обсужден и вопрос Иерусалима. Как заявил глава МИД АР Эльмар Мамедъяров, по этому вопросу на Генассамблее ООН предполагается принятие проекта резолюции: «Азербайджан, Иран и Турция проголосуют за принятие этой резолюции. Позиция Азербайджана по Кудсу была озвучена Президентом Ильхамом Алиевым в Стамбуле, глава государства призвал США пересмотреть свое решение. Позиция Азербайджана совпадает с позицией международного сообщества по принципу двух государств».
И эта позиция Азербайджана, на наш взгляд, никоим образом не влияет на его отношения и дальнейшие планы сотрудничества – и с Израилем, и с Турцией.
Сбалансированный подход
Такого же мнения придерживается азербайджанский политолог, специалист по Ближнему Востоку, профессор Западного университета Фикрет Садыхов:
«В истории дипломатической практики существует принцип позитивного нейтралитета. Мы не придерживаемся этого принципа, но как бы вносим в формат мировой политики и международных отношений принцип, прежде всего, невмешательства, сбалансированного подхода к решению любой проблемы, многовекторного отношения к ведущим государствам, которые порой находятся в состоянии конфронтации друг с другом.
И нам, к счастью, на протяжении многих последних лет это удается - скажем честно – благодаря мастерству и профессионализму Президента Азербайджана, его очень тонкой дипломатической игре, учету им ряда тонкостей и нюансов мировой политики, стремлению четко выстраивать внешнеполитические приоритеты и проведению ясной политики, принципиальной линии на дипломатическом фронте.
Естественно, в мире могут происходить события, скажем, не отвечающие интересам Азербайджана. Но даже в этой ситуации мы всегда стараемся избегать конфронтации и в то же время всегда высказываем свою принципиальную позицию. Так произошло и в вопросе Иерусалима после заявления президента Трампа.
Мы против подобного заявления. В этом вопросе – мы вместе с исламским миром, с Организацией исламского сотрудничества и с Турцией. И никакие негативные воздействия на нас не повлияют на нашу позицию по этому вопросу.
Израиль – наш стратегический партнер, он был и остается им. И мы с пониманием относимся к оценке той роли, которую занимает Азербайджан в регионе Южного Кавказа, мы активно сотрудничаем в совместных проектах, у нас очень активные двусторонние отношения в экономической, гуманитарной, военно-технической сферах.
На саммите в Стамбуле Президент Ильхам Алиев высказал позицию Азербайджана в отношении заявления Трампа. В целом, заявление это было адресовано Вашингтону, а не Израилю. Это реальность, и ее надо воспринимать именно так, как она была озвучена главой азербайджанского государства.
В целом, думаю, что в сложившейся ситуации дружественные нам круги в Израиле, его политической элите, с пониманием относятся к позиции Азербайджана. Достаточно вспомнить заявление одного из ведущих политиков Израиля Авигдора Либермана, который заявил, что страна не признает т.н. «геноцид армян» из-за Азербайджана.
Хотя, это заявление тоже несколько противоречиво, потому что, говоря откровенно, к событиям 1915 года в Османской империи Азербайджан прямого отношения не имеет. Мы поддерживаем Турцию в этом вопросе, с пониманием относимся к позиции Анкары по нему.
И сам Либерман тоже четко сформулировал позицию по этому вопросу, подчеркнув, что это исторический, а не политический, и исследованиями событий должны заниматься и приходить к каким-то конкретным выводам, оценкам ученые, историки, а не политические круги и не парламенты стран.
Поэтому считаю, что заявление Президента Азербайджана в Стамбуле о том, что США должны пересмотреть свою позицию – оно достаточно обоснованно и грамотно излагает наше видение решения ближневосточной проблемы в целом, израильско-палестинских отношений.
Второй вопрос в том, что Азербайджан четко придерживается норм и принципов международного права. По Палестине, по Иерусалиму были приняты соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН.
Поэтому судьба Иерусалима не должна зависеть от заявлений отдельных политиков, глав государств. Этот вопрос должен быть решен в соответствии с нормами международного права, резолюциями СБ ООН.
В этом аспекте, данная проблема в принципе нам знакома – мы сами сталкиваемся с невыполнением и игнорированием международного права со стороны Армении, и позиция, изложенная в отношении Иерусалима, полностью совпадает с нашим видением решения всех аналогичных проблем.
Оно полностью отвечает интересам всех государств, которые в свое время голосовали за эти резолюции, и которые поддерживают международное право.
Те, кто не поддерживает их, игнорирует – это страны-изгои. Мы не отвечаем за их поступки и действия, но мы принимаем меры, способные заставить такие страны, как скажем Армения, выполнять резолюции, принятые в интересах норм и принципов международного права.
Есть еще один аспект, который надо обязательно отметить. Тот факт, что президент Трамп сделал известное заявление, еще не говорит о том, что это уже данность. Напомню, госсекретарь Тиллерсон через некоторое время фактически дезавуировал это заявление Трампа, сказав, что в ближайшее время в Иерусалиме американское дипломатическое представительство открыто не будет, что это вопрос длительной перспективы. Тем самым, Тиллерсон практически опроверг все что сказал президент.
Более того, с этим заявлением Трампа не согласен не только Азербайджан, не только Турция, и исламский мир. Его не поддержала и подвергла критике Европа – главы европейские стран и комиссия ЕС.
В принципе, Азербайджан находится в числе ведущих международных игроков, которые придерживаются норма и принципов международного права. И мы не собираемся в угоду интересов одной страны, или какого-то непродуманного заявления или шага, отказываться от своей позиции. Сбалансированность и многовекторность нашей политики, наши внешнеполитические подходы дают нам все основания строить свои взаимоотношения в прежнем русле, в той же последовательности и с перспективой на будущее».
Ф.Багирова