Вниманию Марии Захаровой: Сказали «А», говорите и «Б», или Почему МИД РФ редко вспоминает об армянских нацистах?
«Призрак Второй мировой» навис над Латвией - уравнивание в стране статуса ветеранов, ветеранов, воевавших на стороне СССР и Германии, разделило общество на два лагеря – сторонников и противников закона, принятого Сеймом в конце прошлого года и утвержденного президентом в начале нынешнего.
Закон «О статусе участника Второй мировой войны» признает ее ветеранами как воевавших на стороне СССР, так и тех, кто участвовал в ней на стороне нацистской Германии.
«Право на статус»
То есть, этот статус получат граждане Латвии, воевавшие в регулярных военных частях как против нацистской Германии, так и против СССР. На неграждан, которых в стране проживает более 200 тысяч человек, данный закон не распространяется.
Как отмечал ранее портал Delfi, законопроект был предложен комиссией Сейма по правам человека и общественным делам с целью оценить заслуги граждан Латвии, которые во время Второй мировой войны в составе регулярных военных частей других государств участвовали в вооружённой борьбе против военных формирований СССР, нацистской Германии или её союзников (здесь и далее выделено нами – 1news.az).
Согласно закону, участниками Второй мировой войны признаются граждане Латвии, являвшиеся таковыми на 17 июня 1940 года, и постоянные жители Латвии, легально въехавшие в страну до этой даты. Эта норма не распространяется на лиц и членов их семей, которые прибыли в Латвию по так называемому договору о военных базах от 5 октября 1939 года.
Участниками Второй мировой войны не будут признаны также члены Национал-социалистической партии Германии и её военизированных структур, тайной полиции и служб безопасности этого режима. Этот статус не будет присвоен также сотрудникам КГБ СССР или ЛССР, за исключением сотрудников их финансовых и административно-хозяйственных структурных подразделений.
Также статус участника Второй мировой войны не будет присваиваться лицам, осуждённым за преступления против человечества и другие аналогичные преступления.
Закон устанавливает, что Латвия не несет юридической ответственности за деяния оккупационных властей во время ее оккупации и что как оккупированное государство она не участвовала в военных действиях во время Второй мировой войны.
Участникам Второй мировой войны планируется выдавать свидетельство установленного образца и памятный нагрудный знак.
Самоуправления будут вправе решать вопрос о предоставлении социальных гарантий участникам Второй мировой войны и в рамках своих бюджетов выделять им пособия, льготы по уплате муниципальных пошлин или в получении услуг. Больше никаких социальных благ закон получателям статуса не обещает.
«Призыв к примирению»
По приблизительным подсчетам, в Латвии осталось около 3000 граждан, которые будут вправе получить упомянутый статус. Проживающие в Латвии участники Второй мировой войны воевали как на стороне Красной Армии, так и на стороне Германии в составе латышского легиона Waffen SS. Латышский легион СС был создан в годы войны командованием нацистской Германии на территории оккупированной Латвии из двух гренадерских дивизий. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер 24 марта 1943 года издал приказ, уточняющий понятие «латышский легион» в качестве общего определения для латышей, проходящих службу во всех латышских воинских формированиях Waffen SS, включая полицейские батальоны. Всего в рядах «латышского легиона» были около 150 тысяч человек.
Каждый год 16 марта в Риге проходит шествие бывших участников «латышского легиона СС» и их сторонников. В мероприятии, которое вызывает недовольство и возмущение антифашистских организаций во всем мире, обычно принимают участие несколько сотен человек.
В мае 2012 года президент Латвии Андрис Берзиньш обратился к еще живым советским ветеранам-латышам и бывшим легионерам Waffen SS с призывом к «примирению».
Он же предложил парламенту начать работу над законопроектом о статусе участника Второй мировой войны.
«Раскалывает, а не примиряет»
Как уже отмечалось, в Латвии данный закон был воспринят неоднозначно и вызвал серьезную полемику.
Официальная позиция Риги сводится к тому, что латыши, сражавшиеся по разные линии фронта, были в одинаковой степени «жертвами войны», вынужденными отдавать жизни за интересы чуждых режимов. При этом отношение к ним все же неравное.
Тем не менее, оппозиция приняла законопроект в штыки. Еще до принятия закона вернуть его в Сейм на пересмотр просила парламентская фракция крупнейшей оппозиционной партии «Согласие» представляющей интересы русскоязычного населения Латвии, и Латвийское объединение против нацизма.
Председатель фракции Янис Урбанович в своем письме президенту Раймонду Вейонису отметил, что принятый Сеймом закон устанавливает, что статус участника Второй мировой войны присваивается только части граждан Латвии - в зависимости от вида и времени получения гражданства.
«Таким образом, граждане, ставшие таковыми в порядке натурализации, поставлены в положение граждан второго сорта. По закону, участниками Второй мировой войны не могут быть признаны также латвийские неграждане. Тем самым вопиющим образом ослабляется статус негражданина как лица, принадлежного к Латвии, и закон лишает возможности получить статус участника Второй мировой войны наибольшую часть ветеранов Красной армии», - пояснил Урбанович.
«Складывается ситуация, когда статус ветерана войны фактически не смогут получить победившие в этой войне», - отметил он. Согласно Закону о гражданстве граждане Латвии независимо от вида получения гражданства имеют равные права и обязанности.
«Поэтому условие принятого Сеймом нового закона о присвоении статуса участника Второй мировой войны лишь определенной группе граждан противоречит Закону о гражданстве и раскалывает, а не примиряет латвийское общество», - говорится в письме Урбановича.
«Серьезные последствия»
Крайне резкое неприятие латвийский закон вызвал в Москве, где его охарактеризовали как «кощунственный».
Из заявления официального представителя МИД России Марии Захаровой в связи с законом Латвии «О статусе участника Второй мировой войны»:
«Планомерный курс официальной Риги на переписывание истории нам, к сожалению, уже хорошо известен. Цинично оскорбив память 150 тысяч советских воинов, героически отдавших свои жизни за освобождение Латвии, политическое руководство этой страны фактически уравняло в статусе участников Второй мировой войны, воевавших на стороне фашистской Германии, и их пособников с воинами антигитлеровской коалиции. Очевидно, что этот закон вносит еще больший раскол в общество, играя на руку силам, заинтересованным в разжигании в латвийском социуме ксенофобских настроений и межнациональной розни.
Возмущены этим очередным кощунственным законодательным актом. Откровенное глумление над ходом и итогами Второй мировой войны абсолютно неприемлемо и будет иметь серьезные последствия для российско-латвийских отношений.
Призвали международные профильные структуры (ООН, ОБСЕ, СЕ) дать этому вопиющему шагу латвийских властей соответствующую принципиальную оценку».
«Двойная оккупация», или «Чума на оба ваших дома»
Нацизм, какими бы самопровозглашенными «высокими идеалами» им ни прикрывались, - это одна из разновидностей крайнего шовинизма и расизма. И, вне всякого сомнения, абсолютное и безоговорочное зло.
Поэтому не хочется верить, что Латвия как страна, считающая себя жертвой двойной – немецкой и советской – оккупации, уравнивая в правах ветеранов, воевавших по обе стороны фронта, стремится это зло оправдать.
Тем более в принятом законе делается оговорка на то, что участниками Второй мировой войны не признаются как сотрудники КГБ СССР или ЛССР, так и члены Национал-социалистической партии Германии и её военизированных структур, тайной полиции, служб безопасности этого режима, а также лица, осуждённые за преступления против человечности и аналогичные преступления.
Даже в приговоре Нюрнбергского военного трибунала, оглашенном 1 октября 1946 года, совершенно определенно указан круг тех лиц, которые причислялись к преступной организации СС. Из этого круга исключались те, кто был мобилизован принудительно и лично не участвовал в военных преступлениях.
Хотя возможно закон был принят просто в пику России. Согласно сохранившимся документам, воспоминаниям участников войны и публикациям в СМИ, не будь советской аннексии 1940 года, формирование «латышского легиона» вряд ли стало бы возможным.
В Латвии считают, что страна пала жертвой сообщнической политики нацистской Германии и коммунистического Советского Союза по разделу Европы на сферы влияния, по которой к СССР была отнесена Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, восточная часть Польши и Бессарабия, к Германии - западная часть Польши.
Поэтому латыши в уничтожении своего государства обвиняют оба режима – и нацистскую Германию, и СССР. По прежним заявлениям МИД Латвии, первый год советской оккупации был для нации страшным, и вызвал в обществе, дотоле позитивно настроенном к Советской России, глубокую вражду к СССР.
Возможно, именно поэтому целью нового латвийского закона обозначено «содействие общему пониманию латвийского общества о Второй мировой войне и равное отношение к её участникам».
Однако, что бы не стояло за мотивами латвийского правительства, следовало бы четче выразить свою позицию по отношению к нацизму и его чудовищной сути. Однако этого за принятием весьма спорного закона не последовало.
Обыкновенный фашизм
На историю, какой бы она ни была, следует смотреть прямо, не пытаясь переделать ее под определенные интересы. Однако так же недопустимо применять к ней двойной подход.
МИД России сегодня призывает мировое сообщество, все международные организации «дать принципиальную оценку» латвийскому закону, признающему равное отношение к ветеранам. Это абсолютно понятно.
Но что же мешало внешнеполитическому ведомству РФ напомнить и о героизации в Армении нацистского прихвостня Гарегина Нжде, к подножью памятника которого в центре Еревана армянский президент каждый год с глубоким поклоном возлагает цветы?
И что кощунственнее в отношении к памяти миллионов жертв войны - признавать ветеранами, возможно принудительно мобилизованных латышских солдат, или превратить в легенду армянского идеолога нацизма и фашизма?
В годы Второй мировой войны Гарегин Нжде не просто сотрудничал и поддерживал нацистов. Он яростно агитировал пленных армян, чтобы они подключились к вооруженной борьбе против СССР.
И это ему, человеку, которого ныне армянская общественность пытается представить, как философа, разработчика идеологии национального бытия, принадлежат слова: «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению».
В гитлеровских архивах сохранилась докладная записка главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга, который познакомился с Нжде в 1934 году, после чего через полгода и была представлена Гитлеру докладная, в которой путем изучения антропологии армянского народа признавалось «арийское происхождение армян».
То есть, Нжде, по велению сердца, обратился к Гитлеру еще до начала Второй мировой войны. В 1941 году в Софии Нжде уже официально связывается с гитлеровскими оккупантами и ведет с ними переговоры, через некоторое время после чего при поддержке гестапо занимается активной вербовкой добровольцев.
Установив связи с руководством нацистской Германии, Нжде чаще всего встречается с рейхсминистром Розенбергом, участвует в Кавказском блоке, созданном на платформе поддержки Германии как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».
15 декабря 1942 года Гарегин Нжде становится одним из семи членов созданного немцами Армянского национального совета.
Сформированные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Гарегина Нжде и другого армянского нациста Драстамата Канаяна (Дро), прошли обучение у инструкторов СС и принимали активное участие в операциях по оккупации Крымского полуострова и наступлениях на Кавказ.
В 1944 году, с приближением Советской армии Нжде переходит на нелегальное положение, скрываясь в Софии, где его арестовывают представители советских властей.
В архивах МНБ Армении сохранилось письмо Нжде от сентября 1944 года, то есть сразу после ареста:
«Пришла Советская армия, и произошло то, что я ожидал.
… Забыли, все армяне забыли все, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Диаспора, ты еще раз заставила меня пережить горечь стыда. Позор тебе!».
Возомнив себя «фюрером армянского народа», он оставил после себя «наследие» юному армянскому поколению - рукопись «Мое кредо» (аналогия с «Майн капф» Гитлера).
А в своем письме к советскому военачальнику Ворошилову «герой» армянского народа писал:
«…вернувшись в свою камеру, я нашел, что мои вещи перенесены на другую койку… Это было предвестником инквизиции надо мною. Начались пытки самые страшные, которые может выдумать только садистский ум, чтобы было видно, что я не смыкаю глаз: меня лишили права носить чулки и шляпу. У меня была повышенная температура, я просил врача, не вызвали, от предельно нервного напряжения я упал в обморок. … Я объявляю себя мучеником».
Сегодня сформированная Нжде шовинистическая армянская национальная идеология с расистским уклоном составляет идеологический уклон правящей республиканской партии Армении и самого армянского правительства.
Расистская идеология под названием «Нждеизм» включена в программу средней и высшей школы Армении, правящая партия Армении, руководит которой президент Серж Саргсян, считает Нжде своим лидером и идеологическим руководителем.
При финансовой поддержке правительства Армении издана книга «Гарегин Нжде и его учение», о нем снят фильм, который обошелся в $7 млн. и в котором снялись звезды российского кино Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов.
Разве эта государственная политика Армении - страны, поддерживающей террор на государственном уровне - не пример крайнего неуважения к памяти миллионов погибших в борьбе против фашизма во Второй мировой войне, к их близким, к ветеранам, пролившим свою кровь во имя победы над фашизмом?
Двойной подход
МИД России обо всем этом почему-то предпочитает умалчивать, а если и упоминать, то как-то вскользь, выражая лишь легкое недоумение.
Из заявления официального представителя МИД России Марии Захаровой в связи с установкой памятника Гарегину Нжде (единственное высказывание по этой теме):
«Все прекрасно знают наше отношение к Великой Отечественной войне, а также к каким-либо формам возрождения, героизации и любым проявлениям нацизма, неонацизма, экстремизма. Эти отношения зафиксированы в международных документах. Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о бессмертном подвиге армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Конечно, для нас основным индикатором официальной позиции Еревана по вопросу о сохранении исторической правды о Великой Отечественной войне является отношение к празднику 9 мая – дню общей для нас всех Победы. Армения также входит в число соавторов традиционной резолюции Генассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Кроме того, при принятии данной резолюции на 70-й сессии Генассамблеи именно делегация Армении озвучила совместное заявление государств-членов ОДКБ в поддержку данной важной инициативы.
Мы исходим из того, что именно это и есть официальная позиция Еревана и армянского народа.
Как и прежде, без привязки к какой-либо политической конъюнктуре, мы будем регулярно давать свою оценку вещам, несовместимым с памятью героев Великой Отечественной войны. Есть вещи, которые должны оставаться незыблемыми – это наше базовое отношение».
…Прошлым летом в городе Армавир Краснодарского края была установлена мемориальная табличка памяти Нжде.
Жители города были возмущены тем, что имя пособника нацистов стоит в одном ряду с героями Великой Отечественной войны, в различные инстанции посыпались гневные письма. В центре внимания прессы разразившийся скандал оставался всего пару дней, потом он был как-то тихо сведен на нет.
Еще один любопытный факт: 19 ноября в программе «Прогнозы с Вероникой Крашенинниковой» телеканала «Звезда», считающегося официальной телекомпанией Минобороны России, прошел сюжет о пропаганде армянскими властями фашизма.
Вот ее цитата: «В это сложно поверить, но Ереван тоже героизирует пособников фашизма. Так, в мае 2016 года в Ереване был поставлен памятник Гарегину Нжде. Это такой армянский бандера… В 1942 году Нжде обратился к Третьему рейху с просьбой превратить советскую Армению в германскую колонию. Именно он создавал армянский легион СС и убеждал военнопленных армян, что кто погибает за Германию, тот погибает за Армению».
Кроме того, в ходе передачи ведущая, показав на лого правящей Республиканской партии Армении, спросила: «Ничего не напоминает?», и сама же ответила: «Напоминает символику Третьего рейха».
Уже через день, 20 ноября, видеозапись передачи была удалена с официальной страницы канала в Youtube.
На этом фоне более чем лицемерно выглядит голосование Арменией за резолюцию «Борьба с неонацизмом и другими его видами, которые служат пропаганде героизации фашизма, расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ней нетерпимости», принятую по инициативе России в рамках 72-й сессии Генассамблеи ООН.
Однозначная позиция
Азербайджан, народ которого внес большой вклад в завоевание победы над фашизмом, поддержал эту резолюцию, и эта позиция вполне естественна. К слову, в предыдущих годах Азербайджан выступал в статусе соавтора вышеуказанной резолюции.
Более 600 тысяч азербайджанцев отправились на фронта Второй мировой, из них 300 тысяч человек погибли в боях. В Азербайджане как в тылу лечились раненые на фронте более 440 тысяч человек, здесь же нашли убежище многочисленные беженцы и вынужденные переселенцы из оккупированных территорий СССР, в том числе, большое число евреев.
Сегодня Азербайджан и на словах, и на деле ведет решительную борьбу с любыми формами и проявлениями терроризма, агрессивного сепаратизма и расовой дискриминации.
Категорически не приемля двойных стандартов и подходов, Азербайджан на всех международных площадках твердо и открыто заявляет о своей позиции неприятия и борьбе с этими опасными угрозами.
Эта позиция Азербайджана однозначна, тверда и незыблема, и не зависит ни от каких-либо политических тенденций, ни от сил, от которых они исходят.
Ф.Багирова