Расим Мусабеков: «Достижение соглашения с Ираном по спорным нефтяным месторождениям открывает путь к решению правового статуса Каспия»
Интервью 1news.az с политологом, депутатом Милли Меджлиса Азербайджана Расимом Мусабековым.
- В ходе визита в Баку президента Ирана Хасана Роухани был подписан меморандум о взаимопонимании по разработке нефтяных блоков в Каспийском море. Как бы вы прокомментировали это соглашение?
- Этот подход позволяет преодолеть столкновение интересов, и он вполне приемлемый для разрешения спора с Ираном. Это разумный подход. Таким способом договорились Казахстан и Россия, также договаривались Азербайджан и Россия, такое же предложение мы делали Туркменистану по месторождению «Кяпяз», которое находится на участке, где смыкаются сектора.
Из-за того, что Иран находился под санкциями, а эти месторождения сложные, без участия американских, британских, французских крупных нефтяных компаний разведка и разработка этих месторождений была невозможной. Иран вышел из-под санкций, и поэтому данное предложение сейчас может быть реализовано.
Другой разговор, каковы будут конкретные условия, это вопрос для юристов и последующей работы. Это еще один шаг, чтобы на саммите прикаспийских государств, который пройдет в этом году, можно было выйти на соглашение о статусе Каспия.
Справка:
В 2017 году 5 декабря в Москве состоялось совещание министров иностранных дел прикаспийских государств. В ходе брифинга по итогам совещания министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил о готовности проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Подписание документа ожидается во время саммита глав прикаспийских государств в июле 2018 года в Астане.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Читайте по теме:
Халаф Халафов раскрыл принципы раздела Каспийского моря
- Получается, данный вопрос может также повлиять на достижение соглашения по статусу Каспийского моря?
- В принципе проблемы оставались по разделу секторов между Азербайджаном и Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, Туркменистаном и Ираном. По южной половине Каспия выйти на взаимоприемлемое соглашение не удавалось. То, что мы с Ираном выходим на такое соглашение, позволит нам найти взаимоприемлемое решение в споре с Туркменистаном.
- Выходит, это может стать своего рода месседжем и для Туркменистана?
- Может, конечно же. Такие же споры имеются между Туркменистаном и Ираном, хотя не афишируются. Подход, ориентированный на то, чтобы месторождения, которые лежат на границе секторов двух государств, вместе разрабатывать – это приемлемый вариант.
- СМИ неоднократно указывали на то, что США могут возобновить санкции в отношении Ирана. Что будет с разработкой этих месторождений в таком случае?
- Значит, американские компании не будут в этом участвовать. Европейские страны категорически против введения вновь санкций. Есть другие компании, например, Total, Lukoil, которые могут подключиться. У нас накоплен достаточный опыт, но, тем не менее, желательно участие крупных западных компаний, которые имеют опыт работы на таких сложных месторождениях, больших глубинах.
- В ходе визита было подписано соглашение о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории Ирана. Насколько выгодно Азербайджану самому финансировать данный проект?
Справка:
Строительство железной дороги Решт-Астара протяженностью 180 км завершится за три года. Железная дорога Казвин-Решт-Астара (Иран)-Астара (Азербайджан) является частью транспортного коридора «Север-Юг», который соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединив железные дороги Азербайджана, Ирана и России.
Грузы будут проходить по территории Индии и далее через Персидский залив, Иран, Азербайджан, Россию в направлении скандинавских государств и Северной Европы всего за 14 дней.
Международный транспортный коридор (МКТ) «Север-Юг» основан на соглашении, первоначально подписанном между Россией, Ираном и Индией в 2000 году. МКТ «Север-Юг» длиной 7200 километров связывает Европу с Индией и странами Персидского залива, используя морской, автомобильный и железнодорожный транспорт.
- Азербайджан в этом проекте финансово участвует наравне с иранским правительством. Кредит выделен иранскому государству. Хочу отметить, что средства Азербайджана, которые размещены в западных институтах, дают доходность полтора процента в год. Поэтому финансово это более выгодные условия размещения наших свободных средств, чем в западных банках или ценных бумагах.
- Почему раньше не получалось построить эту железную дорогу?
- Во-первых, не было таких объемов. Так или иначе, грузоперевозки обеспечиваются не только железной дорогой. Перевозки товаров девять месяцев в году обеспечиваются посредством судоходных средств из иранского города Энзели до Баку или Астрахани, а дальше уже по железной дороге.
Практически по этому маршруту в течение года использовался и автомобильный маршрут. Ежегодно 19 тысяч грузовых машин проходили через территорию Азербайджана. Сейчас объемы растут, и с учетом того, что Иран выходит из-под санкций, и их собственные обороты со странами Европы будут увеличиваться, в этом контексте проект, который сейчас предполагается реализовать, имеет гораздо больше перспектив.
Когда Иран находился под санкциями, мы даже денег не могли выделить на строительство. Иран был отключен от международной банковской системы Swift. Поэтому были существенно снижены объемы экономических отношений, они не могли использовать иностранные валюты для осуществления каких-то операций, были ограниченные торговые отношения.
ИРИ вышла из-под санкций, вернулась в международную банковскую систему и появилась возможность выделять кредиты на эти проекты.
- В ходе визита президент Ирана отметил, что для них неприемлемо изменение границ региона и поддержал мирное урегулирование конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана.
- Я хотел бы отметить, чтобы у нас не было иллюзий. Этот подход Ирана относится не столько к нагорно-карабахскому урегулированию, сколько является месседжем в контексте Сирии и Ирака.
Иран укрепляет свое влияние в этих странах. Иран, Турция и РФ активно выступают против плана некоторых западных стран по большому Ближнему Востоку, который предполагает изменение границ существующих государств.
Эльшан Рустамов