Как бороться с «черным» ликом нашей прессы или рэкет-журналистикой? – МНЕНИЯ
Сегодня в Азербайджане созданы все условия для обеспечения свободы слова, прессы и самовыражения.
В стране функционируют многочисленные печатные и интернет-медиа. Не применяется никаких ограничений для создания какой-либо медийной структуры, а также новостного портала.
Кроме того, в стране широки возможности пользования интернетом, социальными сетями. Люди могут спокойно высказывать свои мысли, мнение в социальных сетях. Однако, к сожалению, немало и тех, кто злоупотребляет этими созданными условиями. Некоторые пытаются использовать свободу слова, прессы и самовыражения в дурных целях, не сторонятся клеветы и навета, шантажа, стараются заработать такими средствами деньги. Другими словами, занимающиеся рэкет-журналистикой, наряду с применением клеветы, наветов и шантажа, также пятнают большие традиции, имя азербайджанской прессы, имеющей историю, которой гордится каждый. Безусловно, такие не могут далеко продвинуться. Потому что Азербайджан – демократическая страна, где работают законы. Если кто-то, воспользовавшись свободной средой в стране в дурных целях, пытается запятнать нашу журналистику, занимается рэкетом под именем «журналиста», он не должен забывать, что столкнется с жесткой стороной азербайджанских законов.
Несколько дней назад в результате операции, проведенной Службой госбезопасности, был задержан главный редактор сайта «Realliq.info» Икрам Рафик оглу Рагимов. В распространенном в связи с этим заявлении структуры говорится, что в СГБ рассмотрели поступившие многочисленные жалобы на то, что И.Рагимов вместе с подчиненными создал сайт «Realliq.info» и другие «рэкетские» информационные сайты, под видом журналистов этих интернет-газет регулярно публиковали позорящую и носящую клеветнический характер информацию, требовали и получали деньги за прекращение публикаций, периодически собирали дань с предпринимателей и лиц, работающих в различных организациях и учреждениях. В результате оперативных мероприятий, проведенных на основании решения суда, был подробно зарегистрирован ряд преступных деяний, совершенных Икрамом Рагимовым и связанными с ним людьми.
Икрам Рагимов 26 октября 2018 года был задержан в качестве подозреваемого по статьям 182.2.1 и 182.2.2 (вымогательство группой лиц по предварительному сговору, неоднократно) Уголовного кодекса Азербайджанской Республики и привлечен к уголовной ответственности. В настоящее время следствие продолжается.
В распространенном Советом печати Азербайджана заявлении в связи с инцидентом говорится, что Икрам Рафик оглу Рагимов, создавая «Reallıq.info» и другие информационные сайты, угрожал не только членам правления Совета печати, но и многим другим людям:
«Совет, посчитав важным оценить форму и методы деятельности «Reallıq.info» с юридической призмы, внес его имя в свой «черный список». Однако И.Рагимов не сделал из этого никаких выводов и продолжил неудовлетворительную деятельность. И.Рагимов был задержан сотрудниками Службы госбезопасности. Выдвинутые против него обвинения полностью совпадают с мотивами многочисленных писем с жалобами, поступивших в Совет в связи с деятельностью «Reallıq.info». Мы уверены, что следствие выявит истину».
Несмотря на принятие определенных мер по борьбе против рэкет-журналистики, видно, что эта сеть все еще существует и сейчас «извлекает выгоду» из возможностей интернет-медиа.
Последнее событие вызывает вопрос – как вести более эффективную борьбу с рэкет-журналистикой?
Член правления Совета печати Азербайджана, главный редактор газеты «Народный фронт» («Xalq cəbhəsi») Эльчин Мирзабейли сказал 1news.az, что, несомненно, у борьбы против рэкет-журналистики, начатой с первых лет деятельности Совета печати, был эффективный результат:
«Это привело к сокращению числа лиц, занимающихся рэкетирством в печатных СМИ. В интернет-медиа проблем довольно много, у этого есть сторона, которая зависит не только от Совета печати. Совет печати уточнил критерии соответствия или несоответствия их профессиональной этике и выносит решение согласно этому, вносит их имена в «черный список». Несомненно, СП не правоохранительный орган, не может расследовать уголовные мотивы в деятельности этих лиц. Для этого есть правоохранительные органы. Однако, к сожалению, в большинстве случаев адресующие жалобы относительно конкретных лиц или обращающиеся в суды впоследствии отступают или же договариваются с этими людьми. В итоге деяния этих лиц не получают конкретного наказания. Здесь необходима принципиальность и самих, скажем так, ставших целью лиц. Разговор не может заканчиваться только деятельностью Совета печати и правоохранительных органов. Эта принципиальная позиция должна высказываться и теми людьми».
«Журналистика не может быть рэкетом»
Э.Мирзабейли полагает, что эта проблема является в целом проблемой всего общества: «Я не согласен с обозначением самого выражения «рэкет-журналистика». И никогда не был согласен. Потому что журналистика не может быть рэкетом, профессия может быть избрана в качестве средства для рэкетирства. Однако рэкетирская деятельность классифицирована в Уголовном кодексе. Эти люди занимаются рэкетирством, шантажом, они должны нести уголовную ответственность за конкретные поступки. Их деятельность принципиально не имеет никакого отношения к медиа. Медиа в их деятельности просто средство. То есть, журналистским удостоверением они пользуются как средством, вместо него они могли бы использовать удостоверение какого-либо другого органа. К вопросу нужно относиться в таком контексте».
Что касается борьбы, главный редактор полагает, что здесь ни в коем случае нельзя допускать двойных стандартов:
«Против этих лиц должна быть принципиальная позиция людей в отдельных регионах. Мы регулярно посещаем ряд регионов, проводим встречи, и об этой проблеме СП дает подробную информацию. К сожалению, порой довольно информированные люди называют не известные печатные органы Азербайджана, интернет-ресурсы, а эту рэкет-прессу, говорят, что сотрудничают с ними. То есть этот пиар должен правильно проводиться особенно в регионах, осуществляться прозрачно. Было бы хорошо, если отдельно взятые госструктуры, предприниматели в регионах и другие люди заключали бы официальные договора с профессиональными медиа, и в соответствии с этим организовывали свой пиар. Тогда, безусловно, сильно сократится вероятность превращения их в цель рэкета. Вопрос должен решиться в этой форме, как и во всем мире».
«Они не сторонятся шантажировать даже нас»
Э.Мирзабейли говорит, что до сегодняшнего дня против рэкет-журналистики принимаются довольно жесткие меры:
«Со стороны кажется легко, однако даже просто встреча с этими людьми портит все настроение. Потому что это люди, готовые на все, они даже не сторонятся шантажировать членов правления СП, старающегося прекратить их деятельность».
Главный редактор считает, что давно настала пора относиться к вопросу выдачи названий доменов в определенной мере в юридической плоскости.
«При покупке названия домена должны уточняться какие-либо рамки»
«При покупке названия домена, желающего функционировать как СМИ, нужно заранее знать, с какой целью он открывается. Необходимо провести определенные законодательные мероприятия в данном направлении. Если он открывает, то насколько это подходящий человек, нужно получать конкретные справки о том, имеется или нет высшее образование, какие есть возможности для функционирования в качестве медиа-структуры. Нужно уточнить какие-то рамки, чтобы любой человек не мог купить любое название домена. Но этот вопрос зависит не только от Азербайджана. Вы знаете, что в интернете, виртуальном мире нет границ, и, если не будет использован домен «аz», то пойдут и купят другое название домена и будут осуществлять деятельность. Уже должны предприниматься шаги по проведению определенных юридических процедур в связи с этой незаконной деятельностью, вопрос должен быть серьезно обсужден, предприняты шаги для того, чтобы не оставалось пробелов в правовой плоскости».
Рэкет-журналистика более опасна для онлайн-медиа
Руководитель сайта «AzVision.Az» Вюсал Мамедов сказал 1news.az, что ранее рэкет-журналистика была широко распространена в печатных СМИ, издавались газеты с очень странными, немыслимыми названиями, у которых не было читателей, тиража:
«Ты понимал, что это в основном для того, чтобы у кого-то брать деньги. То есть рэкетирство, о котором мы говорим, больше попрошайническая журналистика. Они вымаливают у кого-то деньги, а угрозы, шантаж – самый последний вариант.
В последние 5-6 лет рэкетирство в газетах снизилось до минимума, сейчас со всей силой сеют смуту в онлайн-медиа. Действительно, сеют смуту. И скажу, что это более опасно для онлайн-медиа. Потому что газета выходила тиражом 300 экземпляров и ее максимум читали 300 человек и все, остальные заворачивали в нее и продавали на базаре помидоры, яйца. Никто не читал. Однако онлайн-журналистика – это архив. Если завтра дашь поиск чьего-то имени, найдешь этот материал, даже если не читается, но о человеке создано досье с клеветой, наветом, компроматом. Оно остается в интернете. Любые заинтересовавшиеся в любой момент могут найти его. Поэтому в онлайн-медиа рэкетирство более опасно».
«В отношении занимающихся рэкет-журналистикой должны приниматься более жесткие меры»
В.Мамедов однозначно считает, что в отношении этих людей следует принимать очень жесткие меры:
«На самом деле мы называем это журналистикой, но это не журналистика. Обычно имеется круг тем, интересующих журналистику. Если при прочтении материала мы увидим, что все сфокусировано на конкретном человеке, пятнается, атакуется конкретно какой-то человек, с вероятностью 99% это рэкет-журналистика.
Порой говорят, что это сложно определить. Я не согласен с этой мыслью. В Азербайджане поставьте перед 99 из 100 профессионально занимающихся журналистикой лиц материал, и они совершенно точно скажут, какова цель написания этого материала. Нет ничего сложного в установлении этого. Просто нужно не сторониться, быть мужественным, уметь выявлять истину и обращаться в правоохранительные органы. В отношении занимающихся рэкет-журналистикой должны приниматься более жесткие меры.
На самом деле это не журналистика, а конкретно криминал
Если немного углубиться, на самом деле это не журналистика, а конкретно криминал. Мы, дав этому наименование рэкет-журналистики, смягчаем преступление. Тянем преступление в журналистскую плоскость, это ошибка. Это преступление и должно решаться сугубо в правовой плоскости. Если с использованием возможностей онлайн-медиа кого-то пятнают, клевещут, этот сайт в первый раз должен блокироваться временно, во второй – полностью. То есть, конечно же, не по решению какой-то структуры, а суда. Однако если не будут предприниматься настолько жесткие шаги, проблема не найдет решения».
1news.az