Эльмира Ахундова: «Молодежь – двигатель или тормоз нашего государства?»
В предлагаемой ниже статье депутат Милли Меджлиса, народный писатель Эльмира Ахундова затрагивает актуальные вопросы молодежной политики в Азербайджане, проблемы, которые все еще существуют в молодежной среде, особенно среди социальной неустроенной ее части, размышляет над возможными путями их решения.
* * *
…Помнится, во время июльских событий прошлого года в Гяндже, внимательно просмотрев видеокадры с несанкционированного митинга, выложенные в интернете, я подумала об очевидном несоответствии численности демонстрантов с их качественной характеристикой. А именно вот этой: «10 июля около 20.00 группа из 150-200 человек радикальной религиозной направленности, собравшись на площади перед административным зданием Исполнительной власти города Гянджа, пыталась грубо нарушить общественный порядок…»
Однако на видео я увидела кого угодно, только не группу религиозных фанатиков: наблюдались по большей части скучающие оболтусы, которых привели на площадь любопытство, праздность и длительное ничегонеделание. Я не говорю, что среди толпы не было провокаторов и подстрекателей к противоправным действиям. В конце концов, ими оказались те, кто убил наших офицеров.
Но в основном собравшиеся в тот вечер на площади были случайными людьми, которыми двигало что угодно, но только не осмысленные убеждения и уж тем более не выстраданные принципы. Я вообще полагаю, что во всей Гяндже не наберется 200 искренних приверженцев радикального ислама…
В тот день на площади собрались люди равнодушные. К себе, к своему городу, к собственной стране. А ведь известно, что равнодушие – один из самых коварных пороков. Потому что равнодушных можно повести куда угодно и заставить их делать что угодно…
Таких вот равнодушно-озлобленных на весь свет много сегодня в социальных сетях. Честно говоря, социальные сети не жалую и туда не заглядываю, иногда в YouTube всплывает какой-то радикально-оппозиционный ролик, я его даже до конца досмотреть не могу – настолько примитивны и наивны рассуждения и так называемые «негативные факты о власти» в Азербайджане. Но меня всегда напрягает количество просмотров – их тысячи!
Все эти молчаливые (до поры до времени) сотни «юзеров» завтра могут стать питательной почвой для многолюдных и агрессивных акций…
Так кто же они, активные пользователи соцсетей азербайджанского разлива, откуда в них эта агрессивность, эта ненависть не только к власти, но и вообще ко всем лояльно к ней относящимся, здравомыслящим и добропорядочным гражданам? На одних депутатов Милли Меджлиса каких только собак не навешали, какими только оскорбительными и откровенно ругательными словами не поливали и не продолжают поливать. А ведь среди членов Милли Меджлиса – профессора, академики, видные ученые, писатели, деятели искусства, известные своими трудами, открытиями, книгами далеко за пределами страны!..
Итак, а судьи кто? Кто эти господа-обличители? Какова их, так сказать, коллективная характеристика?
В основном это, конечно, представители «поколения пепси», то есть относительно молодые люди (реже девушки), родившиеся в канун или сразу после распада СССР. Основы их воспитания закладывались в печально знаменитые 90-е годы прошлого века (мать и отец надрывались, чтобы прокормить семьи, дети были предоставлены сами себе)… Вместе с государством рухнула прежняя система ценностей, вслед за ней рухнули пионерская, комсомольская организации, которые при всем их формализме были мощной организующей силой. Около 10 лет в образовательно-идеологической сфере страны царил полный вакуум, в опустевшую нишу хлынули западные фильмы, идеология безудержного потребления, а затем и Интернет с его моральной распущенностью и вседозволенностью.
Многие представители этого поколения и школу-то в 90-е годы толком не закончили, не владеют никакой специальностью. Ко мне много таких парней на прием приходят – растерянные, раздраженные, порой даже озлобленные. Просят помочь им с трудоустройством (или с адресной социальной помощью). Когда я начинаю читать им ликбез про трудовые ярмарки, где можно найти подходящую работу, про тестовую систему приема на государственную службу, про земельные наделы, которыми владеет его семья (большинство моих посетителей из сельского района), про возможность взять кредит у государства и стать фермером или свободным предпринимателем, они смотрят на меня стеклянными глазами и продолжают талдычить о своей просьбе найти им какую-нибудь работу. Какую? - спрашиваешь. Что ты умеешь? В лучшем случае следует ответ, что жил в России, помогал дяде (брату, отцу и пр.) стоять за прилавком на базаре. Или торговал в Садараке. Среди просителей, правда, попадаются и люди с дипломами о высшем образовании, которые ни дня после окончания вуза не проработали по специальности, да и о самой своей специальности имеют смутное представление.
Многие из этих молодых – а им уже по 26, 28, 30 лет! – не работали в своей жизни ни одного месяца. Живут в основном на иждивении родителей. Пора уже бы жениться, но на что содержать семью? Некоторых, правда, женили родители, но жизнь в бедности не скрепляет ячейку общества. Неудовлетворенный своим положением, не могущий прокормить семью и детей муж все чаще прикладывается к бутылке (на это он откуда-то находит деньги), поднимает руку не только на жену, но и на престарелых родителей... Жертвами молодых неудачников, как правильно, становятся люди из близкого окружения – отец, брат, сестра, дети... И количество жертв бытового насилия растет в геометрической прогрессии (сужу среди прочего и по своей работе в Комиссии по помилованию, куда жертвы или виновники бытового насилия обращаются с заявлениями)… Вдобавок ко всему, вокруг столько соблазнов, столько дорогих машин и ресторанов, столько недоступной роскоши! Как тут не озлобиться, не увидеть причину своих неудач и неустроенности в правящей власти, в тех, кто удачливее и сильнее тебя!..
Да, в стране открываются новые рабочие места, да, господин Президент озабочен этой проблемой и дает необходимые поручения в этом направлении. Последние изменения в Закон о молодежной политике, представленные Милли Меджлису президентом, - поистине революционные. В них предусмотрен комплекс мер государственной поддержки молодых – в получении жилья, предоставлении ипотеки, трудоустройстве и пр. Хочется надеяться, что госструктуры и министерства отнесутся к изменениям в Законе со всей серьезностью, в буквальном смысле слова повернувшись лицом к молодежи.
А пока еще безработица, особенно на селе, остается ощутимой. Места, которые предлагают молодым безработным в Госагентстве занятости, как правило, их не устраивают – зарплата там действительно невысокая, порядка 150-230 манатов. Хотя я всегда убеждаю своих избирателей – иди ты на любую работу, все лучше, чем дома у родителей на шее сидеть. А там, глядишь, и зарплату повысят. Однако вот что странно: сегодня иному взрослому оболтусу не работать, жить на пенсию престарелой матери-пенсионерки совсем не стыдно. Не то что в достопамятные советские времена, когда молодые, в том числе и студенты, вагоны разгружали по ночам, грузчиками в магазинах работали, сторожами нанимались, таксовали, да много чего делали, лишь бы у родителей деньги не клянчить. Я уже не говорю о том, что длительно неработающий человек получал официальный статус тунеядца и мог запросто схлопотать уголовную статью.
Меня очень беспокоит определенная категория молодых людей, живущих в основном в сельской местности. Многие из них работать на земле не хотят, вообще не хотят серьезно трудиться, ищут легкого заработка и всеми правдами и неправдами пытаются получить от государства какие-то льготы: таким легче существовать на небольшую пенсию по болезни или инвалидности, чем зарабатывать на жизнь собственным трудом. Какая-то странная категория вечно недовольных, ноющих и жалующихся на жизнь молодых людей. Они еще и жить не начали, а уже устали. Мне кажется, что этой категорией государство и молодежные организации должны заниматься особенно пристально. А то наше Министерство молодежи и спорта предпочитает работать с талантливыми людьми, теми, кто уже зарекомендовал себя в какой-то области – будь то в музыкальной сфере, бизнесе или спорте. Для них – гранты, им – премии и путевки на международные форумы, им – ораторские места на трибуне.
А что делать основной массе молодых людей, которая не блещет ни талантами, ни организационными способностями своих более удачливых сверстников? Кроме того, наши молодежные организации, как правило, действуют в столице и больших городах, и их деятельность во многом направлена на пропаганду нашего имиджа за рубежом: участие в международных акциях, конференциях, создание фильмов и роликов. Это все нужно и актуально, тем более, если аудио- и видеопродукция посвящена нашей извечной боли. Но данными проектами нельзя охватить большинство молодежи, особенно живущей на селе. Поэтому нашим молодежным лидерам надо всерьез подумать над тем, как организовать работу своих организаций в сельских районах, привлечь на свою сторону тысячи и тысячи молодых парней и девушек, стоящих сегодня в стороне от молодежного движения и занятых сугубо своими бытовыми, жилищными, материальными проблемами.
И еще: надо больше заниматься конкретными людьми, помогать им, находиться рядом с ними. А то многие молодежные организации работают по принципу «осчастливить все человечество». Но ведь лучше осчастливить хотя бы одного человека, помочь одному споткнувшемуся, не знающему, как и в чем себя реализовать, молодому человеку. Чтобы он не чувствовал себя одиноким в этом сложном, суетном, полном тревог и опасностей мире.
Кроме того, на селе следовало бы создать условия для более разнообразного досуга молодежи. В каждом большом населенном пункте хорошо бы открыть мобильные культурные центры – с интернет-кафе, спортивным залом, электронной библиотекой, небольшим кинозалом. Чтобы молодым было куда пойти, почитать, пообщаться, мышцы накачать.
Понимаю, что это задача не одного дня и даже не одного года. Но думать об этом надо, потому что в деревнях молодежи просто негде проводить свободное время. Отсюда вредные привычки, пристрастие к алкоголю, пьяные драки, поножовщина. К сожалению, процент бытовых преступлений на почве пьянства в последние годы вырос…
Ну, а теперь подведем некоторые итоги и ответим на главный вопрос: «Что делать?».
Во-первых, пора перестать говорить общими фразами о каких-то криминальных элементах и радикальных группировках. Да, они есть. Никто не спорит. Но почему они возникают? Почему некоторые наши парни отправлялись (и сейчас едут, правда, уже в меньших масштабах) в Иран, в Сирию, в различные лагеря для подготовки боевиков? Прежде всего, от неустроенности у себя на родине, от внутренней неудовлетворенности, а не потому, что они такие уж убежденные сторонники фундаментального ислама. Это уже потом им там промывают мозги… И не надо от них отмахиваться, потому что они тоже наши граждане. Мы должны ими заниматься, мы обязаны предоставить им альтернативу. Они должны знать, что власть видит их проблемы и пытается им помочь. И помогать этим людям надо сейчас, потому что завтра может быть поздно, потому что завтра мы их можем окончательно потерять.
Для этого нужно разработать (и главное, реализовывать) систему мер: во-первых, Министерство труда и социальной защиты населения должно скрупулезно проанализировать положение по районам, городам и селам, выявлять безработную молодежь, приглашать ее для индивидуальной беседы, предлагать варианты трудоустройства. Во-вторых, следует мощно двинуть вперед развитие сети современного профессионально-технического образования (соответствующий закон Милли Меджлис уже принял) с обязательным трудоустройством их выпускников. В-третьих, принять закон о Государственной поддержке молодых семей. В-четвертых, направление «главного удара» Фонда молодежи и Министерства молодежи и спорта переориентировать на работу именно с этим, скажем там, неблагополучным контингентом. Выделять гранты, прежде всего, тем НПО и таким проектам, которые ставят перед собой цель помочь молодым в получении профессии и, в конечном счете, в трудовой интеграции в общество.
Я в парламенте который год пробиваю проект закона «О государственной поддержке молодых семей». В нем должны быть отражены вопросы предоставления молодым семьям социального жилья, помощи при устройстве на работу, некоторых других льгот и привилегий. Молодые семьи должны более явственно ощущать поддержку государства, ибо сегодня они в основном рассчитывают на помощь родителей. А это неправильно.
Руководителям различного уровня следует активнее претворять идеи о креативном классе, сформулированные академиком Рамизом Мехтиевым, в повседневной практике, ибо не секрет, что среднее и старшее поколение политической и управленческой элиты – и не только в нашей стране – зачастую настороженно относится к представителям младшего поколения, которое наступает им на пятки, и старается максимально оттянуть время «передачи полномочий». К нам, депутатам, нередко обращаются молодые юноши и девушки, даже получившие блестящее образование в ведущих вузах России, Великобритании, Франции, с жалобой на то, что они не могут найти себе достойную работу у себя на родине. Многие, не удовлетворив карьерные амбиции в Азербайджане, уезжают и обустраиваются в «ближнем» и «дальнем» зарубежье. Другие пополняют ряды «белых воротничков» в зарубежных компаниях, аккредитованных в Баку. Немало ценных специалистов, грамотных менеджеров и финансистов осталось за бортом после событий, связанных с девальвацией маната и закрытием ряда частных банков! А ведь все это – тот самый человеческий капитал, о котором говорит академик Р.Мехтиев в своих книгах и который по различным причинам оказался (пусть и временно) невостребованным у себя в стране. Я, например, не раз выступала в Милли Меджлисе с предложениями о том, что было бы целесообразно по некоторым специальностям внедрить хорошо зарекомендовавшую себя в советское время систему обязательного распределения по районам республики (уважаемый министр здравоохранения Огтай Ширалиев, кстати, уже успешно внедряет это в практику). В сельских районах при наличии современных школ и больниц наблюдается нехватка кадров. Их надо заинтересовывать более высокими зарплатами, предоставлением жилья, земельных участков и пр.
К сожалению, далеко не все из студентов, отправленных на обучение за рубеж по государственным программам, вернулись на родину. Это обстоятельство следует тщательно проанализировать и сделать выводы, ведь правительство потратило на их обучение немало сил и средств!
Следует также на государственном уровне трудоустраивать лучших выпускников ведущих вузов страны, особенно оканчивающих университеты с красными дипломами, премированных во время учебы международными грантами и дипломами, устраняя существующие в настоящее время бюрократические проволочки, связанные с необходимостью проходить тесты и собеседование в Экзаменационном центре по приему госслужащих. Вообще систему приема на госслужбу посредством Экзаменационного центра следует основательно пересмотреть, ибо она не всегда способствует притоку в государственные структуры талантливой креативной молодежи, в лучшем случае давая «зеленый свет» исполнительным, но лишенным искры молодым «белым воротничкам». Помните, как писал известный советский поэт и переводчик Лев Озеров? «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Так что наряду с огромными достижениями в области молодежной политики, которые видны невооруженным глазом, у нас существуют и проблемы, некоторые из них я перечислила. И возможные пути решения обозначила.
…Конечно, я упомянула в своей статье только о социально неустроенной молодежи, ибо в своей основной массе, как пишет в книге «Национальная идея Азербайджана в эпоху глобальных трансформаций» Рамиз Мехтиев, «азербайджанская молодежь своими помыслами устремлена в будущее; воспитанная в духе толерантности и мультикультурализма, она имеет чувство собственного достоинства, отрицает несовместимую с национальными традициями аморальность, намерена вести целеустремленный, деятельный образ жизни… Молодое поколение не воспринимает разгильдяйство и бесполезные тусовки, хочет учиться и работать, быть ответственным и честным, оно гордится своим Отечеством, стремится быть полезным Родине».
Да, у нас действительно есть прекрасная молодежь – знающая, к чему стремиться, любящая свою страну, получившая неплохое образование и пр. С такими молодыми у страны есть будущее.
Но и весьма многочисленную массу неустроенных в жизни, не нашедших себя молодых людей, которые проводят день-деньской в чайхане, дешевых интернет-клубах, выкладывая безграмотные злобные статусы в соцсетях, не следует сбрасывать со счетов. Иначе эта безликая масса в один далеко не прекрасный момент достигнет своей критической черты. И тогда уже займется нами. В мгновение перечеркнув все те достижения, которыми мы справедливо гордимся.
Молодежь – наиболее уязвимая прослойка общества, она еще не имеет достаточного жизненного опыта, ее легко сбить с толку различными революционными лозунгами, повести за собой радикальными призывами. Некоторым молодым пока невдомек, что «красное колесо» революции в первую очередь безжалостно проедет по ним самим, сокрушив все их мечты и планы, а саму республику отбросив назад, по меньшей мере, лет на 20.
Надеюсь, что этого не произойдет, если мы всем миром займемся решением проблем молодежи, которая в любой стране может и должна быть не тормозом, а двигателем государственного локомотива.