Эркин Гадирли: Азербайджанская община Нагорного Карабаха должна быть наделена статусом и полномочиями
Депутат Милли Меджлиса, член парламентской делегации в ПАСЕ Эркин Гадирли на днях выступил с предложением разработать законопроект «Об оккупированных территориях Азербайджанской Республики».
Идея разработки подобного законопроекта не нова – о целесообразности принятия закона, призванного утвердить факт оккупации азербайджанских земель со стороны Армении, выступали ранее и другие члены законодательного органа предыдущих созывов. Однако парламент так и не приступил к разработке подобного нормативного акта. Депутат заявил, что планирует разработать законопроект и вынести его на обсуждение в ходе осенней сессии Милли Меджлиса.
Отметим, что аналогичные законы ранее были приняты в Украине, Молдове и Грузии.
Какими будут основные положения законопроекта, какие юридические рамки для регулирования незаконной деятельности на оккупированных территориях Азербайджана в нем будут предусмотрены? На эти и другие вопросы актуальной повестки 1news.az отвечает Эркин Гадирли.
- Должен отметить, что я не первый, кто когда-либо высказывал такую идею. Депутаты предыдущих созывов парламента не раз говорили о необходимости принятия такого закона. Но, к сожалению, дальше устных предложений дело не шло. Я решил взяться за это основательно и к началу осенней сессии завершить разработку проекта. Потом я, пользуясь правом законодательной инициативы, представлю его на рассмотрение парламента. Сейчас я изучаю опыт других стран, где есть подобные законы (например, Грузия, Молдова, Украина), мнения различных международных экспертных групп (например, Венецианская комиссия), а также решения национальных и международных судов.
- Будет ли содержать законопроект ограничения и санкции в отношении компаний, занимающихся незаконной деятельностью на оккупированных территориях?
- Да. Помимо вопросов относительно статуса оккупированных территорий, проект будет содержать также и нормы, касающиеся вопросов собственности и экономической деятельности на этих территориях. Там будет предусмотрена и ответственность.
- Как считаете, должен ли он предусматривать уголовную ответственность для граждан Азербайджана (за исключением представителей центральных исполнительных структур, участвующих в мирных переговорах по карабахскому конфликту, дипломатических миссий), участвующих в инициативах, которые реализуются без участия официальных структур?
- Нет, в моем проекте такого не будет. Оккупированные территории (Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов) являются частью территории Азербайджана. Поэтому сама идея об уголовной ответственности наших граждан за посещение этих территорий, а также за экономическую деятельность на них в принципе неверна. С другой стороны, такого рода активность и без того не представляется возможной из-за самого факта оккупации и последовавшей за ней этнической чистки. Кстати, здесь уместно будет напомнить, что оккупация является вопросом факта, а не права. Территория считается оккупированной тогда, когда она переходит под контроль вражеской стороны. Этот факт не зависит от его юридического признания. Другое дело, если кто-то из наших граждан станет сотрудничать с врагом против нашего государства. Но подобное поведение давно является уголовно наказуемым и не входит в круг вопросов, составляющих предмет моего проекта.
- Вы также заявили, что в законопроекте будет отражено и укрепление юридического статуса азербайджанской общины Нагорного Карабаха.
- В проекте, который я задумал, будет отдельная глава об азербайджанской общине Нагорного Карабаха. Считаю, что она должна быть учреждена законом, наделена законными полномочиями. В ее нынешнем состоянии она больше похоже на неправительственную организацию. Если бы не было оккупации, члены нашей общины должны были иметь право и возможность принимать участие в управлении этих территорий. Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджана не должна рассматриваться просто как демографический фактор. Она должна стать политическим фактором. Для этого ей будут нужны статус и полномочия, вытекающие из закона.
- Европейский суд по правам человека недавно вынес решение по делу «Макучян и Минасян против Азербайджана и Венгрии». Каковы правовые аспекты решения? Налагает ли данное решение обязательства на азербайджанскую сторону?
- Это решение было принято по делу о жалобе заинтересованных армянских граждан против Венгрии и Азербайджана. ЕСПЧ не нашел никаких нарушений со стороны Венгрии. В отношении Азербайджана ЕСПЧ постановил, что наше государство нарушило процедурную сторону второй статьи Европейской конвенции. Но это нарушение не накладывает на Азербайджан международную ответственность, кроме той, что касается выполнения самого решения ЕСПЧ. А в этом решении признано, что Азербайджан не несет ответственности за действия Рамиля Сафарова. Даже небольшая сумма денег, которую ЕСЧП обязал Азербайджан выплатить жалобщикам, является лишь возмещением их судебных издержек. Не следует это путать с материальной компенсацией за причиненный вред. Азербайджан такого вреда не причинял.
- Вы являетесь членом парламентской делегации Азербайджана в ПАСЕ. В последнее время высказываются сомнения по поводу деятельности Совета Европы, который, полностью дискредитируя себя, занимает крайне субъективную позицию в отношении Азербайджана. Как дальше Азербайджану выстраивать отношения с этой организацией?
- Азербайджан сам является членом Советы Европы, а это значит, что постановка вопроса об отношениях между Азербайджаном и Советом Европы неверна по определению. Можно лишь говорить об отношении к нам со стороны других членов этой организации или руководства ее органов. Но это уже другой вопрос. Нам не следует выводить себя за рамки Совета Европы. Если согласиться с мнением о том, что эта организация дискредитировала себя, то придется согласиться и с мнением о том, что наша страна внесла свой вклад в ее дискредитацию или не смогла ее предотвратить. Это нам нужно? По-моему, нет. Я считаю, что нашей стране нужно делать то, что предусмотрено ее международными обязательствами.
- Венецианская комиссия СЕ выдвигала предложения по проведению реформы Избирательного кодекса Азербайджана. Надо ли его реформировать?
- О необходимости реформирования избирательного процесса в нашей стране говорят много и очень давно. Все зависит от того, какую политическую систему мы хотим иметь в результате. Если мы хотим сохранить президентскую республику, то нужно оставить нынешнюю мажоритарную избирательную систему. Если мы хотим перейти к парламентской республике или республике, где президент будет все еще сильным институтом, но правительство будет формироваться по итогам выборов в парламент, то для этого нужна будет пропорциональная система. Но в любом случае важно, чтобы выборы были честными. А этого можно добиться и при нынешнем законодательстве.
С.Агаева