Джамиля Омарова. Почему выпускники вузов не работают по специальности? | 1news.az | Новости
Общество

Джамиля Омарова. Почему выпускники вузов не работают по специальности?

15:18 - 27 / 07 / 2020
Джамиля Омарова. Почему выпускники вузов не работают по специальности?

«Почему выпускники вузов не работают по специальности?» - сегодня всё чаще можно услышать этот вопрос. Когда школьники готовятся к поступлению в университет, мало кто пытается разобраться с ситуацией на рынке. По сути дела, все стремятся в вузы по разным причинам: одних «поджимает» армия, других - родители и их желание получить диплом для детей, третьи отдают дань моде и культу диплома, существующему у нас. Уверена, что есть и те, кто осознанно идет на это, выбирая именно то, с чем будет идти по жизни.

Реальную статистику по этому вопросу, касающуюся Азербайджана, найти оказалось делом сложным, удалось выяснить лишь общую информацию по странам бывшего Союза. Согласно результатам опросов, более чем 50% выпускников признались, что работают не по специальности. В это не трудно поверить, если опросить как минимум своё окружение.  Около 65% опрошенных как главную причину этого отметили невостребованность знаний, полученных ими в вузе. И ещё у около 80% изменилось представление о выбранной ими профессии в процессе обучения, в итоге более чем половина из них жалеет о сделанном выборе.

Сегодня - горячая пора вступительных экзаменов, и, возможно, наша беседа с  Гюльнур  Исмаил - заместителем проректора по работе со студентами и выпускниками Университета ADA - поможет и тем, кто выбор уже сделал, и тем, кто ещё в начале пути, задать себе правильные вопросы и решить этот ключевой в жизни вопрос.

Джамиля Омарова (Д.О.): Недавно в районе за чаем разговорились с малым предпринимателем о делах сельских, экономике, жизни. Он является владельцем сети магазинчиков и небольшой земли, где выращивает бахчевые. В это сложное время ему удалось удержаться на плаву, и он уже строил планы на дальнейшее развитие.  Тема нашего разговора в процессе плавно перешла в плоскость профессий. Оказывается, 25 лет человек занимался преподавательской деятельностью в школе и достаточно успешно. Его до сих пор вспоминают ученики, звонят, навещают.  Но он всё бросил и перешёл в бизнес. Спрашиваю, почему такой переход из школы в розницу и сельское хозяйство. А тут классическая ситуация, родители хотели видеть ребёнка в точных науках, поэтому он поступил на мехмат БГУ. А видели бы вы как горели его глаза, когда он рассказывал о делах творческих. Ну а когда речь зашла о еде, он прям аж засиял ещё больше. «Я очень хорошо готовлю и уверен стал бы отличным шефом, но мои родители вряд ли бы хотели видеть меня на кухне», - сказал мой собеседник. Возможно, тогда погубили талант известного шеф-повара. Скажете, что могло сложиться и по-другому. Верно. Но глаза так сверкали на слове шеф-повар, что тут и вопросов не осталось. Когда так блестят глаза, успех приходит сам. Вот спрашивается, почему так много людей работают не по специальности и не по призванию?  

Гюльнур Исмаил (Г.И.): Вернёмся немного назад, в 70-80-е годы. Тогда не было таких понятий, как карьерные консультанты, карьерный план развития, и наши родители по завершении вуза получали направление на работу. Всё изменилось с развалом Союза. Система образования в корне начала меняться. И если в прошлом упор в образовании делался только на получение знаний, то сейчас стало просто необходимостью овладевать также и навыками, которые делают нас конкурентоспособными на рынке труда. Например, навыками как себя преподнести, презентовать и, как бы грубо это ни звучало, «продать себя» как специалиста, помимо других очень важных способностей. Вот как мы выбираем профессию? Родители, семья, одноклассники, окружение играют тут решающую роль. И мы, я и себя имею в виду, с очень малой необходимой информацией и без чёткого понимания, кто мы есть и что мы хотим на самом деле, подаёмся в вузы. На курсе 4-5-м задумываемся, куда податься работать. Вот тут-то всё и начинается. У нас в некоторых вузах, конечно, действуют карьерные центры, которые работают со студентами и при этом параллельно с потенциальными работодателями, стараясь помочь с вопросом трудоустройства. Но насколько это эффективно на этом этапе - остается спорным вопросом. Я тут особо хочу отметить, что выбор профессии просто необходимо начинать намного раньше выбора колледжа или университета. Так как многие студенты в университете уже на 1-2-м курсах начинают осознавать, что выбор направления был неправильным, и это - не их призвание. К сожалению, повернуть все вспять бывает либо поздно, либо не каждый может рискнуть пойти на это. Вот и результат, мы вроде как успешны в профессии, на которую обучались, но не получаем удовольствия либо трудоустраиваемся совсем по другой специальности.

К сожалению, в школах или ещё в дошкольных центрах не ведётся работа по выявлению того, что мы называем талантами, способностями и потенциалом детей. Карьерные консультанты должны начинать работу, как минимум, со школьных лет. И это должны быть не просто психологи, которые сегодня есть в штате, а именно профессионалы в сфере, владеющие информацией о рынке труда и умеющие проводить правильную консультацию с учетом специфики клиента. Ими могут быть в том числе и учителя, которые преподают в школах, обладают этими знаниями и компетенциями и способны помочь сделать выбор. Или же должны быть штатные специалисты, которые способны компетентно помочь в данном вопросе.

Д.О.: Давайте немного остановимся на школе. Я училась в начальных классах в сельской школе, и моя учительница начальных классов проводила с нами серьёзную работу в этом направлении.  Я уверена, мне и всем, кто учился в начальных классах у нее, повезло. Такие учителя и сегодня не перевелись, но их очень мало. Я на днях в районе познакомилась с директором средней сельской школы, учителем Хикметом. Выпускник факультета математики БГУ после вуза возвращается учителем в свою школу и затем назначается директором. В школе с выпускниками, желающими продолжить образование, и их родителями проводится серьёзная работа. Делает это он сам и его команда учителей, и это его личная инициатива и желание помочь. Они помогают с выбором профессии, а также с  подготовкой к экзаменам, документами. В большинстве своём родители и сами подростки не понимают до конца, для чего поступают в вуз и именно на эти конкретные специальности. Но это частные примеры. Насколько все это работает у нас?  И насколько выбор подростка является осознанным?

Г.И.: В своей карьере я начала работу со взрослыми людьми, с теми, кто в своей карьере уже сделал серьезные шаги, далее со студенческой молодежью, а сегодня этот интерес и охват всё больше в сторону тех, кто младше 15 лет. Мы тему карьеры очень часто обсуждаем со своими коллегами и здесь, и на международной арене. И знаете, как я уже отметила, работу надо начинать со школы, и параллельно в семье. Тут велика роль родителей. Я аплодирую учителю Хикмету, который вовлекает родителей и ведёт серьёзную работу не только с выпускниками, но и с их родителями на этом этапе. Сегодня не каждый педагог, к сожалению, имеет желание и компетенции для этого. Было бы очень хорошо, если бы родители на ещё более ранних этапах были более внимательны к своим детям и давали возможность понять те или иные направления профессионального развития. Есть очень много развивающих книг и игр, которые переведены с английского и, на мой взгляд, очень полезны для развития мировоззрения и понимания. Например, очень популярные в мире концепции Кидзания и Job World. Посредством ролевых игр детям дают возможность самим попробовать себя в различных профессиях. Подмечу, и это всё на этапе дошкольного и школьного развития. Цель всего этого – предоставить информацию и возможность попробовать, осознать и дальше уже решать, в каком направлении двигаться. Это не так, что я, Гюльнур, хочу для своего ребёнка карьеру доктора и начинаю пичкать его всевозможной информацией, а затем за него и принимаю решение. Мы зачастую навязываем свои несбывшиеся мечты или пытаемся уберечь детей от совершённых нами когда-то ошибок. Необходимо дать детям возможность открыться, осознать себя, свои возможности. Уверяю вас, каждый проинформированный подросток способен сделать осознанный выбор в соответствии с уровнем знаний и пониманием себя. Главное – предоставить свободу и ответственность за выбор.

Д.О.: Насчёт осознанности. Эти игры, книги - все они направлены именно на то, чтобы в самом человеке зародить интерес и понимание того, насколько это его. А родители, семья могут всё это наблюдать, участвовать, поддерживать, направлять...  

Г.И.: Давайте продолжим мысль. Знаете, понятие осознанного выбора профессии - это на самом деле вопрос, прежде всего, понимания самой/самого себя и того, что ты хочешь. Когда я спрашиваю студентов, что есть их интересы, они в ответ говорят в основном о хобби и то, если оно есть. То есть нет того глубокого самоанализа, который важен для понимания самого себя. Поэтому и нет четкого понимания того, что есть успех.  Тут ведь как, успех это не только и не столько о материальном или карьерном росте - пришел специалистом, вырос до директора, повысили зарплату. Вот если в конце рабочего дня ты, глубоко вздохнув, можешь сказать, что да, это моё, это и есть удовлетворение от самой работы, обстановки, тогда и можно говорить о реальном успехе. И основу всего этого составляют интересы и ценности человека.  Осознанность может прийти к человеку по-разному и в разном возрасте. На мой взгляд, это очень индивидуально. В обществе, когда мы говорим, что человек осознанно принимает решение, обычно имеется в виду, что он к этому времени окончил школу, приобрёл знания, определённые навыки и, возможно, уже знает иностранные языки, поездил по миру, имеет опыт работы и жизненную мудрость и так далее. Однако глубокого познания себя может и не быть. Смотришь, некоторые в 28-30 лет уже получают степень доктора, а другие только в начале пути к своей карьере и еще в замешательстве.

Д.О.: Можно пару примеров? Так будет более наглядно, и наш читатель, возможно, найдёт какой-то ключ, и тем самым мы посодействуем и поможем ему в его вопросе.

Г.И.: Наша работа со студентами - вопрос очень конфиденциальный, но я постараюсь корректно привести пару примеров. У нас в Центре карьерного развития Университета ADA работа строится следующим образом. Отмечу, что мы принимаем во внимание интересы самих претендентов, бизнеса и требования рынка. Когда студент приходит в наш центр, с ним проводится поэтапная работа, беседы и тестирования, но начинается всё с самоанализа (self-assessment), где определяются ценности, интересы и личностные качества.  Перед тобой молодёжь, которая уже прошла определённые этапы по совету родителей, социума, выбрала специальность, ходила на подготовку, проучилась пару курсов. Было время, когда все массово подавали на международные отношения, дипломатию и право, потому что это было модно, а сегодня весь поток устремлён в бизнес-аналитику, финансы, информационные технологии, так как будущее за этим.  Наша же работа выявляет те недочеты, которые мы уже имеем от этого.

У нас обучался студент, и когда на 3-м курсе мы с ним начали работу, выяснилось, что человек грезит медициной. Мы старались понять, насколько это серьёзно, и как можно будет решить эту дилемму. В процессе мы поняли, что человек действительно настроен на медицину.  Пример достаточно сложный, так как человек достаточно хорошо учился, а учиться и получать высокие баллы в ADA сложно. Семья уже инвестировала немало. А если идти в медицину, значит всё начинать с самого начала. После многочисленных встреч пришли к решению завершить обучение университете, сделать перерыв на год и решать дальше. По окончании учебы студент устроился на работу в медицинскую компанию, несмотря на отсутствие полноценного медобразования. При этом он продолжает проходить дополнительные курсы, набирается знаний, и чувствуется, что он рад сегодняшним результатам. Даже не будучи врачом, ему удалось найти ту самую золотую середину, которая приносит ему чувство самореализации.

Другой случай. Мы выяснили, что студент учится в нашем университете по настоянию родителей, и это совсем не его. В таких случаях правильнее всё же поменять направление.

Знаете, обучение у нас построено по принципу - студент может добирать предметы не по своей специальности. То есть он учится на гуманитарном направлении, но при этом может взять предметы технической специальности. Это на самом деле немного облегчает нашим выпускникам движение в будущем в направлении своих настоящих интересов. По мере того, как рассказываю, вспомнила ещё один пример. У нас есть студент, который пишет изумительные рассказы, то есть у человека действительно талант. Родители для продолжения семейной традиции определили его на факультет международных отношений. В итоге очень успешный студент на практике показал свои знания и способности, но вот огня в глазах нет. Но человек не теряет надежды, продолжает писать и вот недавно даже выставку иллюстраций к своим рассказам провёл. Открываются хорошие перспективы, которые мы в процессе прорабатываем.

В любом случае мы можем только посоветовать - дальше уже каждый должен сам принимать решение. Мой однозначный совет молодёжи - не ограничивать себя ни временем, ни географией, ни знаниями, ни навыками, которые у них есть на данный момент, а продолжать работать над самопознанием и саморазвитием.

Д.О.: Да, самопознание действительно жизненно важно.  У нас же есть ещё культ высшего образования. Такое ощущение складывается, что именно этот диплом и гарантирует светлое будущее и желаемую должность. На самом деле ни сам диплом, ни его цвет далеко не всегда открывают все двери, а также не гарантируют получения работы по специальности.

Г.И.: Моё отношение к высшему образованию, ни в укор никому, но оно не для всех. Возможно, немного резко. Но я думаю вузы должны принимать ограниченное число людей, и получать высшее образование должны те, кто к этому готов и стремится, готовится и готов корпеть над этим. А у нас сложилось так, что если нет диплома о высшем образовании, на работу устроиться очень сложно. На самом деле есть специальности, для которых даже вуз не нужен.  Зачем спрашивается тратить столько времени и усилий на то, чтобы после университета пойти работать плотником, охранником и т.д.  А оценки и дипломы они где-то и нужны, но это не должно быть единственным решающим фактором для трудоустройства.

Д.О.:  Молодёжь без опыта на работу либо не берут, либо же берут очень неохотно.

Г.И.: Это - извечная проблема выпускников, в подготовке которых я вижу необходимость предоставления всевозможных ресурсов со стороны учебного заведения и четко нацеленное саморазвитие студентов.

На протяжении всего обучения в ADA – это и 4 года бакалавриата - идёт упорная работа над развитием наших студентов и прививание им различных навыков. Например, такой предмет, как «Курс по развитию навыков и стратегии построения карьеры», должны пройти все студенты 3-го курса без исключения. У нас очень активная студенческая жизнь за пределами основных занятий. «Стресс-менеджмент», «Публичные выступления», «Принятие решений» и многие другие темы охватываются дополнительными курсами. Языковые курсы вообще спонсируются самим университетом. Проводятся соревнования социальных проектов. Всё это учит наших студентов и работе в команде, и пониманию бизнеса, и лидерским качествам, а также быть активными членами общества и нести ответственность перед ним. Всё это я говорю к тому, что студенты за эти годы серьёзно работают и проходят практику, что помогает нивелировать недостаток опыта при окончании вуза и увеличивает шансы на трудоустройство.

Д.О.: Здорово. Но не все вузы так работают, и не у всех есть такие возможности. А бизнес и различные организации продолжают внимательно и критически присматриваться в резюме к таким разделам, как опыт работы, возраст, пол. Тут-то и возникают все вопросы. Для меня так же, как и для вас, само обучение в универе уже опыт серьёзный, и поэтому при подборе всегда смотрю на то, чтобы кандидат проявлял интерес, это то, что мы называем горели глаза, даю шанс проявить себя и всеми силами поддерживаю на начальном этапе вхождения в команду, стараясь выявить потенциал.

Г.И.:  Я согласна с вами. Я думаю, все найдут объяснение, почему они так поступают. Например, не берут на позицию бухгалтера тех, кто старше 40, предполагая, что кандидат не знает системы отчетности в современной финансовой системе компании. То есть знания устаревают, и сегодня просто необходимо постоянно их восполнять. А относительно молодежи и интереса к ним я вижу позитивные сдвиги. Если в 2009-2010 годах я бегала и стучалась в двери компаний с просьбой взять студентов на практику, то сегодня они идут к нам. И уже с 3-го курса сами ведут активную работу для подготовки кадров для компаний. Сегодня очень актуально для больших организаций целенаправленно набирать кандидатов с потенциалом и культивировать их внутри. И замечу, этим не только обеспечивается степень лояльности сотрудника, но и уровень продуктивности и эффективности. Конечно, потенциал определить на начальных этапах сложно, однако для этого есть определенные механизмы на стадии рекрутмента. Их необходимо учитывать и создавать необходимую атмосферу.

Д.О.: В завершении хочу затронуть ещё один важный вопрос - разрыв между бизнесом и образованием, который есть у нас. Работа ведётся, бизнес и образовательная сфера начали общаться между собой чаще. И всё же вам не кажется, что вузы не готовят кадров для этого рынка?

Г.И.: Он однозначно существует. И он был всегда. Рынок и экономика развиваются со скоростью, а система образования зачастую пытается догнать и подстроиться. Радует то, что за последние годы на нашем рынке наблюдается сближение, рост интереса со стороны компаний к вхождению в образовательную систему и одновременно желание сотрудничать со стороны образовательных учреждений присутствует.

На примере ADA могу сказать, что есть очень тесное сотрудничество с представителями индустрий и государственных органов как в направлении трудоустройства, развития будущих кадров, а так и в инновационных инициативах, социальных проектах и открытии новых образовательных программ.

Рынок диктует тренды профессий (включая совокупность знаний и навыков), которые образовательная система должна ставить во главу угла при открытии новых специальностей и построении образовательных программ. Параллельное сосуществование нынче невозможно!

Мы проговорили с Гюльнур почти 2 часа и не заметили, как прошло время. Было очень много интересного и актуального. И я благодарю за открытость, доброту и опыт, которыми вы поделились. А то, что 90% выпускников ADA трудоустроены, это то, чем можно гордиться. 

И в завершение сегодняшней беседы хочу поддержать Гюльнур насчёт доступности высшего образования. Оно должно быть для тех, кто действительно готов, хочет и знает, почему ему это надо. А университеты просто обязаны работать над качеством самого образования и квалификацией  учителей.

И, как правило, напоследок маленький совет тем, кто завершил вуз и сегодня решает, куда податься, тем более что на рынке труда у нас спрос намного ниже предложений. Не гонись за деньгами и иди работать, даже если ты ещё не разобрался и находишься в поиске чего-то своего. Есть возможность волонтёрской деятельности в той области, куда тянет и нравится, смело иди. По ходу деятельности откроются возможности и понимание.  Карьера и деньги догонят. Дипломом и престижностью вуза кичиться не стоит. Все понимают, что между ожиданиями работодателя и знаниями, полученными в универе, есть разрыв. И предстоит пройти большой путь. Удачи!!!

Джамиля Омарова, 

соучредитель UNIQUALE/коуч по развитию карьеры и лидерству

Поделиться:
3596

Последние новости

Все новости

1news TV