Коммерсантъ: О том, как и почему «Газпром» теряет Турцию | 1news.az | Новости
Экономика

Коммерсантъ: О том, как и почему «Газпром» теряет Турцию

14:26 - 05 / 09 / 2020
Коммерсантъ: О том, как и почему «Газпром» теряет Турцию

Российский гигант «Газпром» быстрыми темпами теряет рынок Турции, когда-то считавшийся одним из самых перспективных.

В этом году экспорт российского газа в страну может упасть до 8–9 млрд кубометров, чего не было с середины 1990-х годов.

Газета «Коммерсантъ» разбиралась в том, как Турция из самого перспективного рынка «Газпрома» превратилась в проблемного клиента. Отмечается, что снижение поставок стало результатом как высоких цен «Газпрома», так и политики Турции по замещению российского газа после кризиса 2015 года. Не последняя роль в этом процессе принадлежит и Азербайджану.

«Сейчас под угрозой продление контрактов на 8 млрд кубометров, истекающих в 2021 году – ситуация на рынке позволяет Турции не перезаключать их, что может оставить недавно построенный газопровод «Турецкий поток» стоимостью в €7 млрд полупустым», - пишет газета.

После того, как кризис 2008 года подвел черту под историей роста европейского газового рынка, Турция была отрадой для «Газпрома» – с 2007 года Турция, обойдя Италию, стала вторым покупателем российского газа после Германии. С 2008 по 2014 год спрос на газ в стране вырос на 30%.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер в 2013 году даже говорил, что «в ближайшей перспективе» Турция может стать крупнейшим зарубежным клиентом, и ждал роста поставок на 20%. Тогда страна потребляла около 44 млрд кубометров в год, и почти 60% давал «Газпром». Аналитики предрекали рост рынка до 60 млрд кубометров к 2020 году.

Однако с 2014 года спрос на газ в Турции перестал расти из-за замедления экономики и девальвации турецкой лиры, что сделало покупку импортного газа за доллары крайне невыгодной. В 2019 году потребление газа в Турции составило 43,4 млрд кубометров – меньше, чем в 2013 году.

Анкара поставила цель полного замещения российского газа. Благодаря строительству двух новых терминалов по приему СПГ и дополнительным поставкам из Азербайджана эта задача оказалась очень близка к решению.

Главная проблема российского газа в Турции — его цена. По данным «Коммерсантъ», в первом квартале газ «Газпрома» для турецкой госкомпании Botas, осуществляющей импорт и транспортировку, стоил $257 за 1 тыс. кубометров, во втором – $228 за 1 тыс. кубометров. Для сравнения, во втором квартале спотовые цены в Европе ушли глубоко ниже $100, а средняя стоимость по портфелю экспортных контрактов «Газпрома» составила $110 за 1 тыс. кубометров.

Сама Турция во втором квартале покупала спотовые партии СПГ по средней цене в $63 за 1 тыс. кубометров (в первом квартале — $98,2 за 1 тыс. кубометров). СПГ в основном и вытеснил российский газ.

Азербайджан как конкурент российскому газу

Другим существенным конкурентом «Газпрома» стал газ из Азербайджана со второй фазы месторождения Шах-Дениз, поставляемый по трубопроводу TANAP. По условиям контракта Botas обязана выбирать 6 млрд кубометров в год, хотя цена этого газа с учетом транспортировки даже выше, чем российского, говорится в статье.

У Турции появилась возможность кардинально пересмотреть структуру поставок, поскольку в ближайшие шесть лет у страны истекает 80% долгосрочных контрактов общим годовым объемом около 48 млрд кубометров, то есть больше текущего потребления. В 2021 году заканчиваются контракты с «Газпромом» по западному маршруту на 8 млрд кубометров (сейчас этот газ поставляется по «Турецкому потоку»). В том же году истекает старый контракт с Азербайджаном на 6,6 млрд кубометров с первой фазы Шах-Дениз.

Продление истекающих в 2021 году контрактов на российский газ, особенно с частными импортерами, под вопросом, подтверждает основатель Eurasia Analytics и научный сотрудник OIES Гюльмира Рзаева. По ее оценкам, в первом полугодии газ «Газпрома» был самым дорогим на рынке Турции наравне с иранским. Кроме того, добавляет эксперт, Анкара в целом «тяготится зависимостью от российского газа».

Гюльмира Рзаева считает, что Турция в диалоге с «Газпромом» будет требовать тех же уступок, которые монополия уже дала европейским партнерам: сокращение длительности контрактов, резкое снижение take-or-pay, отмена запрета на реэкспорт (destination clause), привязка цен к котировкам европейских хабов (например, к нидерландскому TTF).

«Условия контрактов с «Газпромом» просто устарели, - подчеркивает она. - Но цена для Турции – основной фактор. Если «Газпром» пойдет на уступки и сделает цены самыми низкими на рынке, турки могут закупать много». Однако «Газпром» уже никогда не сможет занять на рынке Турции 58%, как в 2012 году, убеждена эксперт.

Риски и амбиции

Газета «Коммерсантъ» также рассказывает об открытии в августе первого в Турции крупного газового месторождения на шельфе Черного моря, что называет еще одним козырем Анкары в переговорах.

Ресурсы оценены в 320 млрд кубометров по итогам бурения одной скважины – Tuna-1. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о намерении ввести месторождение за три года. Нефтяники скептически оценивают реалистичность этих сроков. Для сравнения, из расположенного неподалеку проекта Neptun в Румынии Exxon ушла в 2019 году после семи лет геологоразведки, списав $700 млн расходов.

Эксперт Гюльмира Рзаева отмечает, что привлекательность месторождения пока не очевидна, зато названные сроки называет «оптимистичными, но реальными». По ее мнению, месторождение введут в любом случае – «турецкое государство пойдет ради этого на все».

По оценке эксперта, новое месторождение может дать 5–8 млрд кубометров в год на «полке» добычи, покрыв 10–18% потребления страны. «Объем не слишком велик, но сам факт открытия месторождения дает Турции дополнительный аргумент в диалоге с поставщиками. Кроме того, собственный газ делает более реальными давние планы создать свой газовый хаб», - сказала она.

Зависимость Турции от российского газа традиционно рассматривалась как важный аргумент и даже рычаг давления в отношениях Москвы и Анкары. Однако содержат риски конфликтов, поскольку новая Турция Реджепа Эрдогана «пытается позиционировать себя не просто как регионального лидера, а как мировую державу и центр исламского мира», полагает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Аватко.

«У России и Турции немало общего, но амбиции Анкары могут выйти за пределы той области национальных интересов, которые Москва готова учитывать», - сказал он.

Источник: газета «Коммерсантъ»

Поделиться:
8234

Последние новости

Все новости

1news TV