Григорий Трофимчук: Если Иран решит пойти по пути эскалации, то останется один на один со своей войной
Зангезурский коридор не имеет отношения к пограничным делам вообще, на то он и коридор.
Однако Иран беспокоит сама тенденция, которая, как ему кажется, приведет к тому, что рано или поздно исчезнет и ирано-армянская граница. Иран не чувствует в Армении никакой силы вообще, поэтому полагает, что она не сможет противостоять такому развитию событий, даже в связке с Россией.
Такую мысль высказал председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей», российский аналитик Григорий Трофимчук в интервью “Кавказскому бюро”.
«Иран уже имеет многолетнюю глобальную блокаду со стороны США, но теперь ему кажется, что новая «изолента» пройдет уже непосредственно по его границам. Разубедить Тегеран в том, что такого сценария нет, у Баку и Анкары не получится. Иран – максимально насторожился. И это даже безо всякого «израильского» фактора. Тем более что в Москве иранский посланник не услышал, по всей видимости, для себя ничего ободряющего…
…В теории – должен. Но мы имеем дело с практикой, с подвижной, ежедневно меняющейся военно-политической обстановкой. Не совсем до сих пор ясно, как конкретно будут сочетаться такие формулы как 2+2, когда еще недавно предполагалась переговорная платформа для Баку, Еревана, Москвы и Анкары, или теперь 3+3, с той же Минской группой ОБСЕ, расставаться с которой не спешит никто, кроме Азербайджана. Но что такое формат 3+3? На деле получается, скорее, 3-3, так как Россия-Армения-Иран как бы по факту находятся напротив другой «тройки»: Баку, Анкары и Грузии. Грузии, которая сейчас вообще не при делах и была записана сюда по какой-то странной случайности. Как бы нам всем вконец не запутаться в этих формулах. Так же, по всей видимости, думают и в Тегеране. И это мы еще не касались проблем Каспия. Это море вполне может быть тоже «нагрето», в силу развития всех этих событий», - считает политолог.
По мнению эксперта, Иран слишком поздно «проснулся».
«Он еще мог эффективно отреагировать на тенденции, когда азербайджанские пограничники остановили для проверки первые иранские грузовики. Но высокопоставленные представители Тегерана начали произносить после этого слишком много слов, что показало: события опередил Баку, а не Тегеран. А когда в Тегеране предложили строить новую дорогу, соединяющую иранскую территорию с Арменией, восточнее действующей, то это уже можно было считать первой небольшой победой Азербайджана на данном направлении, хотя ее никто особо и не ожидал. Похоже, что в Тегеране просто не знают, как действовать в сложившейся обстановке. Впрочем, это не новость: чиновники так действуют почти везде», - написал Г.Трофимчук.
Он убежден в том, что представитель Ирана должен был еще раз убедиться в Москве, что РФ - это далеко не СССР: «В том числе в смысле поддержки таких терминов как «сионисты». Москва не собирается накалять свои отношения ни с Баку, ни тем более с Тель-Авивом. Москва должна была дать понять Тегерану, что пусть все остается как есть, не надо никаких лишних движений. Здесь надо отметить, что и в Тегеране, и особенно в Москве допускают одну и ту же стратегическую ошибку, которая дорого обойдется обоим. Не надо ждать, когда Запад, США ослабят свою санкционную хватку, такого уже не произойдет. Но они тем не менее ждут у моря погоды, теряя золотое для себя время».
«Таким образом, если Иран решит пойти по пути эскалации, то есть дальше произносимых слов, то останется один на один со своей войной. Иран всегда делает стандартную ставку на размещение своих военных корпусов на территории других стран, но в случае с Южным Кавказом такая тактика не сработает. К тому же, за спиной теперь в любой момент может вновь активно загореться Сирия», - заключил Г.Трофимчук.