Рустам Гусейнов: О настоящем балете на льду и около него
Известный азербайджанский фотограф Рустам Гусейнов разместил в Facebook пост, посвященный страстям, бушующим вокруг темы фигурного катания.
«Ненавижу всех! Ненавижу! Не хочу ничего больше делать в фигурке, никогда в жизни! Никогда, я ненавижу этот спорт! Ненавижу ее, ненавижу все это! Никогда больше не выйду на лед! Никогда! Я ненавижу!»
Ярость, достойная «Черного лебедя», но она быстро пройдет, а выплеснувшая ее вновь будет летать над ледовой ареной, крутя сложнейшие па на бешеной скорости, доказывая всем и самой себе, что она здесь первая прима.
Одиночное фигурное катание перестало быть спортом. Можно смело констатировать как факт. Именно одиночное. Парное и танцы на льду спортом пока еще остаются и вряд ли переродятся в ближайшем будущем.
Вместо скучного массам спортивного «начерчивания» фигур на льду сейчас мы имеем постклассическое искусство со сложнейшей хореографией, весомой адаптированной под конкретные программы музыкальной частью и водоворот интриг, страстей и драм вокруг. И это обрастает многочисленными случаями, похожими на классические драмы. Сага о «ледовом самурае» Юдзуру Ханю, намеренно принесшему в жертву медаль в погоне за своим идеалом, куда интереснее и драматичнее истории любого лыжника-чемпиона.
Спортивного духа здесь не осталось. Остались фанаты с мечтами и надеждами, которые попали в жернова больших амбиций, сильнейших эмоций, справиться с которыми мало кому под силу. Ни одно постановочное реалити-шоу с таким не сравнится по психологическому накалу и непредсказуемости развязки. Не случайно драмы и истерики юных «балерин» попадают в топ новостей, это интересно и массам, и первым лицам ведущих государств куда больше, чем золотые олимпийские медали в обычных видах спорта.
На наших глазах происходит рождение нового вида искусства, балета на льду со всеми атрибутами полноценного имперского балета и ему сопутствующими страстями и интригами.
Это уже не спорт, это битва на выживание на топовой ледовой сцене. И стальные нервы, которые уже много раз демонстрировала Анна Щербакова талант ничуть не менее важный, чем артистизм Камилы Валиевой или атлетизм Александры Трусовой.
«Закончив прокат, я поняла, что сделала максимум в нужном месте в нужное время. Никакого куража не было, от каждого элемента – от одного к другому – ехала очень сосредоточенно. Не давала себе расслабиться ни на секунду. Но уже после него приходит ощущение, что этот прокат я уже сделала».
Истории и драмы топовых «прим» на главном «спектакле» не случайно удивительно похожи: Камила Валиева повторила историю Юлии Липницкой в Сочи 2014, а Александра Трусова Евгению Медведеву в Пхёнчхане 2018.
Многоопытный педагог лишь бросила первой «Что ты вообще перестала бороться?» и стоически молча выслушала истерику другой. Дежавю, они не первые и не последние, и прекрасно известны детальные сценарии того что будет с ними дальше.
У первой сдали нервы и силы, а вторая – отдельная драматическая сага об опытном наставнике и ослином упрямстве большого таланта: Приняла обратно после проваленного года побегушек за новой морковкой.
Вернула разваленные прыжки. Подготовила прекрасные чемпионские программы и образы - спрятала слабые стороны, показала сильные. Долго и терпеливо разъясняла, почему не нужен триксель и уговаривала на оптимальное число квадов. А в итоге «Все всё знали». Конечно, не только знала, но и неоднократно видела на своей собственной тренерской практике. Чистая драма в четырех актах.
Те же виды фигурного катания, где остался спорт интересны только ограниченному числу зрителей. Схватка за медали в парном катании проходит незамеченной, несмотря на интригу и прекрасных участников. Мимо массового зрителя прошли танцы на льду, хотя именно состоялась предельно интересная спортивная драма.
История Никиты Кацалапова и Виктории Синициной со слабой прогой выдавших свои лучшие прокаты за сезон, взявшими реванш у американских пар на полном кураже, но уступивших мировому рекорду Гийома Сизерона и Габриэлы Пападакис и их проге, которая вошла в историю танцев льду, не вызывает такого ажиотажа как битва в одиночных видах. И дело не в том, что в танцах состязаются взрослые дяди и тёти, а том, что балет всегда драматичнее и интереснее спортивной гимнастики или танцев, не говоря о внимании элиты и эстетов.
Искусстве, где закулисные интриги не менее интереснее чем то, что происходит на сцене.