Геноцид. Историческая правда о массовом истреблении азербайджанцев дашнаками и большевиками
«Чудовищная по своей сути гражданская война привела к массовым грабежам и убийствам мирных мусульман, санкционированных большевиками со свойственной только им ненавистью и инстинктом разрушения. И претворялось все это с одной лишь целью – прийти к власти. […] Неприглядную роль в этих событиях, повлекших за собой гибель мусульманского населения города, сыграло и непосредственное участие армянского элемента».
Алимардан бек Топчибашев
Сегодня наш народ отмечает одну из трагических дат в своей истории - День геноцида азербайджанцев.
104 года назад, 31 марта 1918 года десятки тысяч мирных азербайджанцев стали жертвами чудовищных бесчинств и преступлений большевистско-дашнакских сил.
Массовое истребление азербайджанцев организовал и возглавил назначенец Ленина - временный чрезвычайный комиссар по делам Кавказа, руководитель Бакинской коммуны Степан Шаумян. В начале 1918 года число подчинявшихся ему армянских вооруженных бандитов достигало 20 тысяч человек.
Баку
30 марта дашнакско-большевистские группировки подвергли Баку залповому огню с кораблей, и сразу после этого, напав на дома азербайджанцев, устроили беспощадную бойню. C вечера 30 марта и до 3 апреля резня приобрела массовый характер.
Подвергая людей ужасным пыткам, заживо сжигая, насилуя и грабя, армяно-большевистские банды убили в Баку 12 тысяч человек. Только потому, что они были азербайджанцами.
Пик бесчинств пришелся на 31 марта - по старому календарю 21 марта, когда азербайджанский народ отмечал праздник Новруз. Армяне поджигали дома с людьми внутри, в мусульманских кварталах были разгромлены десятки тысяч домов, промышленные, торговые объекты, культурные и духовные центры.
Точное число погибших в дни мартовских событий установить невозможно, особенно если учесть, что первые 3-4 дня с начала событий большевики и дашнаки не позволяли азербайджанцам похоронить погибших родных. К тому же, Бакинский совет не предоставил возможность для подсчета жертв.
По свидетельствам очевидцев, тела убитых мусульман выбрасывались армянами в горящие дома, в колодцы, в море.
Вскоре после кровавых мартовских событий реальная власть перешла в руки Бакинского совета, трансформированного в Совет народных комиссаров, возглавил который Степан Шаумян.
Тем временем армянские формирования продолжали устанавливать в азербайджанских уездах «советскую власть».
Шамаха
Вторым крупным азербайджанским городом, где большевистско-дашнакские отряды мечом и огнем стали насаждать новую власть, стала Шамаха, где армяне зверски расправились с более чем 8000 азербайджанцев. В Шамахинском уезде было уничтожено и разгромлено 110 азербайджанских сел.
Не подготовленные к защите, шамахинцы не могли оказать серьезного сопротивления, и армяно-большевистские банды ворвались в мусульманскую часть города. Каждый их шаг сопровождался поджогами домов, убийствами мирного населения, грабежами… Те, кто пытались спастись, выбегая из горящих домов расстреливались из-за углов и в упор. Нападения, поджоги, разгромы, разбои и грабежи продолжались вплоть до прихода турецко-азербайджанских войск.
Общее число погибших - 10 341 человек. Еще несколько тысяч людей умерли от холода, голода и болезней во время многомесячных скитаний в горах, лесах, степи. Число смертей среди беженцев, заполнивших города и села других уездов, намного превышало количество убитых непосредственно во время погромов.
Губа
Губинский уезд - третий азербайджанский регион, где большевики решили установить свою власть после кровавых событий в Баку и Шамахе. Стоит отметить, что Губинский уезд имел отличительную особенность - здесь совместно с азербайджанцами компактно проживали лезгины, таты, евреи, русские, армяне.
Вошедший в город 2-тысячный эшелон солдат во главе с Давидом Геловани предъявил губинцам ультиматум – добровольно признать власть большевиков. Геловани объявил себя Губинским уездным комиссаром.
Советская власть в Губе продлилась недолго, поскольку в дело вмешались непокорные горцы - вооруженные лезгины из ближних сел, не принявшие и не признавшие новую власть. После трехдневных ожесточенных боев лезгинским ополченцам удалось прогнать большевиков из города. Отступая, они подожгли здания Уездной управы, Городской думы и Мирового отдела, а также пытались поджечь Джума-мечеть.
Однако 1 мая 1918 года в Губу вступил 3-х тысячный отряд армян под командованием дашнака Амазаспа Срванцтяна. Окружив город, бандиты стали обстреливать его из пушек, пулеметов и ружей. Произошла страшная паника и смятение. Отряд беспрепятственно вступил в город, убивая, насилуя и грабя...
Ни у кого не вызывало сомнений то, что отряд Амазаспа выполняет не политическую задачу установления новой власти, а сугубо карательную миссию. Кто мог отдать кровожадный приказ Амазаспу, который и без того был готов зверски расправиться с каждым мусульманином? На этот вопрос впоследствии ответил Давид Геловани, заявив, что «карательный отряд был направлен в Губу по желанию Шаумяна, а выбор войск зависел от военного министра Корганова».
В целом, в Губинском уезде от рук армяно-большевистские карательных отрядов погибли более 16 тысяч человек. Наряду с массовой резней тюркско-мусульманского населения, в 1918-1919 годах армяне истребили в Губе около 3 тысяч евреев…
Вылазки армянских бандформирований не прекращались даже после установления в 1920 году советской власти в Азербайджане. Позже выяснилось, что за этими преступлениями стояла определенная цель - создать «армянскую автономию» в северном регионе Азербайджана.
Неопровержимый факт армянского вандализма в Губинском уезде стало обнаружение в 2007 году, во время буровых работ, массового захоронения.
В район были вызваны специалисты. Было установлено, что найденные останки принадлежат жертвам учиненного армянами и большевиками геноцида 1918 году.
…Сейчас на этом месте как молчаливое свидетельство и напоминание о страшных днях кровавой весны 1918 года высится Губинский мемориальный комплекс геноцида.
Мемориальный комплекс был воздвигнут в соответствии с Распоряжением Президента Ильхама Алиева в память о жертвах армянского вандализма и для того чтобы донести до мира и будущих поколений историю невиданного человеконенавистничества.
Карабах, Нахчыван, Зангезур, Иреван…
События весны 1918 года, когда армянские дашнаки, подвергая чудовищным мучениям, истребили более 50 тысяч азербайджанцев, стали самым кровавым звеном в цепи трагических событий, с которыми азербайджанский народ столкнулся в результате геноцида, проводимого армянами и позже возведенного ими в ранг государственной политики.
Десятки тысяч беззащитных азербайджанцев были беспощадно убиты в своих домах, на родной земле - в Губе, Карабахе, Шамахе, Кюрдамире, Сальяне, Лянкяране…
В течение 1918-1920 годов были убиты и изгнаны с родных земель 365000 азербайджанцев, живших на территории нынешней Армении. Только в последние два месяца 1919 года в Иреванской губернии было уничтожено 96 сел и истреблено 132000 азербайджанцев.
Как продолжение беспощадной массовой бойни, устроенной армянами в 1918-1920 годах, наряду с Баку, Губой, Шемахой, Кюрдамиром и Лянкяраном, были жестоко убиты десятки тысяч азербайджанцев в Шуше, на территории Иреванской губернии, в Зангезуре, Нахчыване, Шаруре, Ордубаде… Более миллиона человек были изгнаны с родных земель.
Результатом кровавой армянской политики стало образование в 1918 году на исторической азербайджанской земле – в Иреванском ханстве - Республики Армения…
26 кровавых комиссаров
В сентябре 1918 года под Красноводском руководители бакинского Совнаркома, арестованные решением Диктатуры Центрокаспия и вошедшие в историю как «26 бакинских комиссаров», были казнены.
Более 90 лет спустя выяснилось, что председателя Бакинского совнаркома и комиссара по внешним делам Степана Шаумяна среди расстрелянных не было.
При переносе в январе 2009 года могил бакинских комиссаров из мемориального комплекса в столичном парке Сахил, там были обнаружены останки 23 человек.
Останков Шаумяна, Амиряна и Авакяна среди них не было…