Армения снова погружается в иллюзии
Автор: Нигяр Арпадараи
Я неоднократно писала, что Армения и ее лидер, премьер Пашинян, несмотря на всю риторику о том, что они готовы подписать мирный договор с Азербайджаном, и приветствовать «эпоху мира», будут всеми возможными способами непосредственно подписание такого договора срывать. А если подпишут, то будут срывать уже его исполнение, под самыми различными предлогами.
Раз за разом именно это и происходит в последние 2 года. У этого есть ряд причин.
Корневой, основной, причиной является природа современной армянской государственности. В XVIII и XIX веках, начиная со знаменитого Указа Петра Первого о «вспоможении и переселении армян», в результате осознанной и направленной деятельности по стимулированию миграции с Ближнего Востока армянского населения между Северным Азербайджаном и Турцией был создан буфер из регионов, из которых тюркское население было всеми способами, от резни до репрессий и переселений, вытеснено.
В годы существования Российской империи и СССР новосозданные армянские регионы служили целям внутренней и внешней безопасности этих империй. Они снижали риск тюркского ирредентизма и в случае вооруженного конфликта с Турцией вероятность перехода пограничного населения на сторону Турции. Для придания легитимности процессу была придумана кавказская история Армении, малоазиатского и ближневосточного народа, в которой Ереван старше Рима, а Гандзасар – армянский монастырь, а по всей территории стали находиться хачкары, произведенные умельцами в ближайшем селе несколько месяцев назад и вымоченные в уксусе для того, чтобы придать им древний вид.
Армянские области Кавказа стали чем-то вроде клина, разделяющего на две части тюркский мир. И, если обратите внимание на саму карту Армении сегодня, она так и выглядит, как клин, ну, или затычка.
Я считаю бессмысленным сегодня давать оценку этой политике Российской империи. Все империи во все времена ведут себя приблизительно одинаково. Например, когда-то Византия пользовалась армянами аналогичным способом в борьбе против Сасанидов и арабов в Малой Азии, а крестоносцы в средние века использовали армянские княжества Киликии в борьбе с мусульманскими империями. Зачастую те же тюрки и арабы использовали армянских князей против их бывших западных покровителей. В этом историческая трагедия армянского народа.
Что же касается России сегодня – это наш северный сосед, с которым у нас тысячи экономических и политических связей, растущий товарооборот и с которым мы сегодня выстраиваем равноправные отношения, ведя честную и открытую политику. Для нас основой отношений с соседями являются национальные интересы Азербайджана и его народа. Именно исходя из этих принципов в отношениях с Москвой сегодня выступает один из самых опытных и эффективных государственных лидеров на мировой политической арене - наш Президент.
Но историю необходимо помнить. Основная проблема современной Армении, государства, образовавшегося на тех самых чужих, тюркских, землях, которые ей были так щедро дарованы, в том, что, несмотря на то, что сегодня Армения номинально независима, вышеописанная история продолжает ее преследовать.
Политическая элита Армении, ее государственный строй, Конституция, национальная культурная традиция, историческая концепция, литература последних двух веков, школьное образование - все заточено под миссию, о которой я написала выше. Основными ее компонентами являются месть за некие исторические обиды и территориальные претензии к соседям. В этой реальности, существующей сегодня в Армении, нет места мирному сосуществованию и сотрудничеству с Азербайджаном и Турцией.
Но ведь сейчас, скажете вы, в Армении время от времени от различных представителей властной элиты, депутатов, чиновников, представителей общественности слышен голос разума - о необходимости мирного соглашения, о невозможности отдельного статуса для зоны под контролем российского военного контингента. К тому же во время недавних выборов население Армении, фактически, сказало нет реваншизму, не поддержав оппозицию, выборная программа которой была построена на пересмотре результатов войны.
Да, эти факторы в Армении присутствуют, этого нельзя отрицать. Но, для того чтобы произошла консолидация сил, желающих мира с Азербайджаном, Армении необходима очень глубокая шоковая терапия и фактическая реформа целого ряда областей общественно-политической жизни. Должна быть изменена Конституция, в которой заложены территориальные претензии к Азербайджану, должна произойти смена политических элит, реформа медийного поля и исторической концепции. Должны быть пересмотрены учебники в школах и университетах.
Я регулярно смотрю и читаю армянские новостные ресурсы. Ничего вышесказанного не происходит. Более того, сегодня, спустя два года после совершенно катастрофического военного поражения, в армянском медийном поле формируется нарратив о том, что на самом деле, как такового, военного поражения не было, что был подковерный договор о сдаче территорий Арменией в результате сложной геополитической игры. При этом озвучиваются сценарии, в которых буквально еще немного и в результате поддержки от Франции, Ирана, США и даже Китая с Индией Армения и ее армия возродится из пепла и отомстит ненавистным туркам.
Как я уже писала выше, у этого есть ясные причины. Фундамент армянской общественно-политической системы не изменился. И при любой динамике будет неизбежно возрождаться экспансионистская повестка. И отдельные голоса разума эту динамику изменить не смогут. Для того чтобы это поменялось, необходимы коренные реформы.
Премьер Пашинян в силу своих личных качеств, своего политического пути и кругозора не способен на них. Он – классический популист с очень коротким горизонтом планирования, готовый говорить и обещать все, что подходит конъюнктуре текущего момента, не задумываясь о завтрашнем дне.
К тому же таким реформам помешают внешние игроки, от которых Армения зависима по определению. При этом на первом месте среди них – армянская диаспора, спюрк, как ее называют сами армяне. Диаспора имеет финансовые и политические рычаги, с помощью которых продолжает оказывать прямое влияние на формирование внешнеполитической повестки страны. Фактически, Армения отдала часть своего суверенитета не только таким внешним игрокам, как Франция и Россия, но и своей собственной диаспоре, которая играет для Армении роль крайне деструктивную, продолжая гнать ее по пути потери государственности и суверенитета в результате непрекращающегося конфликта с соседями, которые сильнее и больше ее. В надежде на некие эфемерные внешние силы и факторы.
Здравый смысл требует, чтобы армянское общество очнулось от иллюзий и шаг за шагом пошло на трудный, но достижимый мир с Азербайджаном. Тем более что Азербайджан тоже желает мира. Потому что устойчивый мир с Арменией позволит запустить следующий этап экономического развития страны и региона, улучшит качество жизни ее жителей и их перспективы.
Но пока идет обратный процесс. Армянское общество шаг за шагом погружается обратно в состояние несбыточных и саморазрушительных иллюзий, а голоса разума слышны все слабее.
Армения продолжит политику, направленную на использование внешних сил для «защиты». При этом под защитой подразумевается продолжение политики территориальных претензий к Азербайджану, закамуфлированной под права армян Карабаха.
Решение вопроса лежит в двух плоскостях. Первая, и об этом последовательно говорил Президент сразу после завершения войны в 2020 году, необходим региональный пакт, в котором будут участвовать основные государства региона и который позволит сделать наш регион мирным и предсказуемым. И, даже несмотря на то, что сегодня в силу международного положения России и внутренней нестабильности в Иране, такой региональный пакт вряд ли достижим, рано или поздно регион до него созреет, и пророческое предложение нашего Президента будет осуществлено.
Самое смешное заключается в том, что именно Армения, пожалуй, должна быть заинтересована в таком формате больше всех других стран региона. Ведь сегодняшняя государственность Армении фантомна и неустойчива, и наиболее эффективным способом ее обеспечения станет именно региональный формат, а не беготня к начальству во Франции, которая только откладывает мир.
Вторая плоскость – прямые мирные переговоры Армении и Азербайджана. К сожалению, сегодня в мире в силу международной ситуации просто нет честных посредников. И тут тоже Армения должна осознать свой интерес. Ведь так называемая поддержка Армении со стороны Франции или слезы мадам Пелоси в Ереване на самом деле всего лишь опасные иллюзии, создающие у армян ощущение того, что с помощью демаршей Менендеса в Конгрессе или твитов Макрона можно изменить ситуацию на земле. И Макрон, и Пелоси, и иранские муллы всего лишь используют Армению в качестве пешки в региональных играх и альянсах и сольют ее, как только будет соответствующая конъюнктура.
Азербайджан сильнее чем Армения и экономически, и военно, и прямые переговоры не будут легки для последней. Но Азербайджан заинтересован в долгосрочном мире, так как это соответствует его стратегическому плану развивать региональные экономические и транспортные связи.
Для того чтобы изменить текущую динамику, в которой мирные переговоры разваливаются, как только доходит до конкретики, необходимо, чтобы Армения возобновила выполнение положений Трехстороннего заявления. В частности, связанных с выводом армянских войск из Карабаха, мирным использованием коридора в Ханкенди и обеспечением Зангезурского коридора. Ведь какова бы ни была динамика переговоров по большому мирному соглашению, никто не освобождал Армению от обязательств по Трехстороннему заявлению.
Это создаст абсолютно другой фон переговоров и станет воротами к таким важным вопросам, как разблокировка коммуникаций и экономических связей, так жизненно необходимых для самой Армении. Это, без сомнений, изменит и напряженную ситуацию на условной границе.
Описывая этот очевидный путь к миру, я не перестаю, тем не менее, настаивать на том, что текущая внутриполитическая динамика в Армении такова, что не позволяет голосу разума восторжествовать, и нам, в Азербайджане, надо быть готовыми к возрождению армянского экспансионизма.