Променять успешную карьеру в BP на психологию. Тамилла Бабаева о поиске своего предназначения – ИНТЕРВЬЮ | 1news.az | Новости
Интервью

Променять успешную карьеру в BP на психологию. Тамилла Бабаева о поиске своего предназначения – ИНТЕРВЬЮ

Лейла Мамедова13:44 - 25 / 01 / 2024
Променять успешную карьеру в BP на психологию. Тамилла Бабаева о поиске своего предназначения – ИНТЕРВЬЮ

Если текущая жизнь перестает устраивать, можно вести себя как собака на гвозде из известной притчи, а можно сделать пугающий шаг в неизвестность. Конечно, никто не дает гарантий, что ты обретешь то, что ищешь, но у тебя хотя бы появится шанс все изменить.

У Тамиллы Бабаевой довольно интересная история поиска своего предназначения. Она бросила престижную работу в иностранной компании с хорошей зарплатой, о которой многие могли только мечтать, осознав, что проживает не свою жизнь. Сегодня Тамилла – психолог-терапевт, помогающий людям обрести смелость и идти на зов своего сердца. Историей своей внутренней трансформации она поделилась в беседе с 1news.az.

- Как говорил Фрейд, все проблемы родом из детства. В своем Инстаграме вы рассказывали, что чувствовали себя нелюбимым ребенком из-за того, что родились девочкой. Как это повлияло на ваше формирование как личности?

- Помню, на меня очень повлияла история, рассказанная мамой. Раньше пол ребенка узнавали только после его рождения. Так вот, когда мой папа подошел к больнице и мама из окна прокричала ему, что родилась девочка, он махнул рукой, повернулся и ушел... Это, конечно, отложилось в моей памяти. Также помню, что меня в детстве постоянно стригли под мальчишку – возможно, это было связано с тем, что папа хотел мальчика. Но в итоге после двух девочек у моих родителей родился сын. И все остались довольны.

А еще я помню, что мне постоянно не хватало мамы. Было ощущение, что она не уделяет мне достаточно внимания. Конечно, ей было сложно разорваться – работа, муж, трое детей, домашние дела… Но в результате я выросла человеком, который постоянно нуждается во внимании. После моего знакомства с психологией я научилась оборачивать это себе во благо – поняла, что могу быть социально активной, в чем-то просвещать людей…

Вообще, детство – очень важный период, когда закладывается наша психика. В 16 лет я осталась без матери, а недавно скончался и мой отец. Сейчас, оборачиваясь назад, я понимаю, что родители любили меня, но мое детское восприятие сформировало другую картину. Может потому, что я была вечно недовольным, капризным и ворчливым ребенком (улыбается).

- Вы прошли путь от человека, который подрабатывал официанткой, когда у семьи были материальные проблемы, до человека, построившего успешную карьеру в ВР и купившего себе квартиру в 26 лет…

- Мой папа был сантехником-прорабом и занимался ремонтами. Помню, после окончания школы, когда все готовились к выпускному, он сказал: «Если у меня будут деньги, я тебе дам, если нет, то сама выкручивайся» (улыбается).

Так как я очень хотела пойти на выпускной, то решила найти работу и устроилась в аэропортовское кафе. Там был очень жесткий график – 24 часа непрерывной работы, 2 дня выходных. Я смогла продержаться две недели, заработав 35 манатов. Конечно, этого не хватило бы на выпускной. Но папа дал мне деньги и сказал, что я прошла проверку (улыбается). И такой тактики он придерживался всегда. С одной стороны, это закаляло, но с другой стороны, я понимала, что мне не на кого положиться, кроме самой себя.

Я мечтала поступить в Славянский университет, чтобы изучать языки, но вместо этого сделала более практичный выбор, поступив в АЗИ по специальности химик-технолог и инженер по переработке нефти и газа. Во время учебы я устроилась в фармацевтическую компанию, а через какое-то время стала работать продавщицей в магазине одежды. Работа, требующая физического труда, всегда давалась мне тяжело. С третьего курса, помимо своей основной стипендии, я стала получать стипендию нефтеперерабатывающего завода имени Гейдара Алиева. Плюс мне выдавали детское пособие из-за того, что у меня не было мамы. Денег более-менее стало хватать, поэтому я решила приостановить работу и сконцентрироваться на учебе.

Помню, как купила себе ноутбук и планировала стать писателем. В тот период мне очень нравилось писать рассказы и детские сказки. Но потом мне стало жаль потраченного на обучение времени, приобретенных знаний, и я решила продолжить развиваться по своей специальности. Так, во время учебы в магистратуре, я подала заявку на конкурс, который проводила компания ВР. Он состоял из нескольких этапов и собеседований и продлился почти полгода. Я была единственной из всего потока, прошедшей этот конкурс, и меня переполняла радость…

За годы работы в ВР я купила себе квартиру. В рамках поддержки своих сотрудников компания помогала оплачивать существенную часть ипотеки. В общей сложности я проработала в ВР 9 лет.

- Тем не менее, вы решили бросить работу и уйти в неизвестность. Что вас на это подтолкнуло?

- В какой-то момент я поняла, что у меня напрочь отсутствует интерес к работе. Можно долго себя обманывать, но тело считывает твое внутреннее состояние и реагирует на него. Например, у меня начался артрит – по утрам мои руки не сгибались и нужно было делать массаж. Меня посылали на различные обследования, в том числе сдавать онкомаркер. Также у меня в горле появился ком, который задевался, когда я ела и пила воду. Его я даже не ходила проверять, настолько мне было страшно. Как я потом поняла, все это было вызвано психосоматикой.

Да, я хорошо зарабатывала в ВР. Но мы в деньгах в первую очередь ищем безопасность. Хотя на самом деле безопасность не в деньгах – она в нашем мироощущении, в способности довериться миру. Потребность в безопасности можно закрыть изнутри, а мы пытаемся закрыть ее снаружи. И наступил момент, когда я просто больше не могла себя обманывать. Я поняла, что все, чего я достигла, было не моей мечтой, а мечтой моей мамы. Я проживала ту жизнь, которую она для меня хотела.

Помню, как однажды, включив компьютер, я начала рыдать. Я просто не могла заставить себя работать. А еще я стала очень токсичной, начала ругаться с коллегами. И поняла, что достигла дна. Пришло осознание, что я работаю из страха остаться без денег. На тот момент у меня уже был муж, ребенок, но как я говорила ранее, благодаря отцовской закалке у меня было твердое убеждение, что я могу рассчитывать только на себя. Поэтому я долгое время не могла решиться на увольнение.

А потом я решилась. Буквально через неделю в ВР объявили о том, что в связи с пандемией в компании грядут сокращения. И что желающим уйти будут выплачены хорошие бонусы. Так, я подала заявку на сокращение и ушла в свободное плавание…

- А как вы поняли, что хотите заниматься психологией?

- После ухода с работы, я решила идти за своей давней мечтой – стать писателем. Записалась на писательские курсы. Но потом обнаружила, что в моих текстах очень много боли, агрессии, негатива. Как будто я выплескивала все, что носила в себе. А я не хотела об этом писать, я хотела, чтобы люди находили в моих текстах надежду и свет. И на одном из курсов для копирайтеров я услышала фразу: «Каждый писатель должен быть психологом». Я подумала: действительно, если я пишу о людях, то обязана в них разбираться, и записалась на курсы по психологии.

Параллельно я ходила к терапевту прорабатывать свои травмы. Помню, она сказала мне, что у меня талант и в будущем я сама могу стать терапевтом. Я тогда посмеялась над этим, но потом стала проходить все больше курсов, получать положительные отзывы от людей и поняла, что мне это нравится. Через какое-то время у меня прошли все недомогания, связанные с психосоматикой, в том числе и ком в горле.

- Расскажите о своей текущей деятельности в психологии. На чем вы специализируетесь?

- У меня диплом российской школы психологии, которую я проходила онлайн. В 2022 году я обучилась на психолога в сфере психотехнологий, таких как ТВУ (техника возврата управления), психосамадхи, полевая терапия. А еще повысила свои навыки на курсе мастера коммуникации (выход из конфликтов, работа с манипуляциями, искусство созданий соглашений). Благодаря этому опыту и знаниям успешно работаю с людьми. Помогаю им сбрасывать старые установки, обновлять мышление, выходить из старых сценариев.

- К сожалению, с поиском своего предназначения у многих людей проблемы. В 17 лет мы уже должны определиться, по какой специальности поступать. Зачастую в этом возрасте понимание того, чем ты хочешь заниматься всю оставшуюся жизнь, отсутствует. Как итог – вокруг очень много людей, работающих на нелюбимой работе…

- На самом деле, никто никому ничего не должен. Можно поступить в университет и в 30 лет, когда поймешь, чем хочешь заниматься.

- Но при нашем менталитете это очень сложно. На человека оказывается всестороннее давление, что он после школы сразу должен поступить в вуз. Некоторые относятся к этому настолько серьезно, что заканчивают жизнь суицидом, если проваливают вступительные экзамены…

- Да, в нашем обществе принято ставить крест на человеке, который не поступил с первого раза. Конечно, легко сказать: «Забейте на все эти установки, делайте так, как велит вам сердце». Потому что, если ты не руководствуешься общепринятыми правилами, ты должен искать свой собственный путь. И становиться в какой-то степени первопроходцем. Это очень тяжело, так как в тебя никто не верит, и ты сам постоянно сомневаешься в себе. Для этого нужно быть очень смелым.

Что касается предназначения… Я думаю, главное предназначение человека – это быть счастливым. В нас эволюцией заложена тревога за выживание. Если мы видим, что где-то может потенциально возникнуть проблема, то начинаем себя страховать. В этом круговороте нет места счастью. Мы начинаем задумываться о счастье, когда наши базовые потребности бывают удовлетворены, и мы понимаем, что находимся в безопасности. Только тогда мы задаемся вопросом: «А что делает меня счастливым?» Кстати говоря, это могут быть какие-то мелочи, зачастую не связанные с деньгами.

Второе наше предназначение – это развитие. Если вы постоянно будете делать одну и ту же работу, она вам наскучит. Поэтому постоянно нужно развиваться – конечно, в направлениях, которые вам интересны.

- В формировании психического здоровья и благополучия людей важную роль играет общество. Какие проблемы, по вашим наблюдениям, наиболее распространены в Азербайджане, и чем они обусловлены?

- Сравнивая с иностранцами, с которыми мне довелось работать в ВР, могу сказать, что азербайджанцы слишком стараются подстраиваться под общество. У человека есть страх, что в противном случае от него отвернутся. Этот страх тоже идет из древних времен, когда люди объединялись в племена для того, чтобы выжить. Раньше человек был не в силах выжить в одиночестве – на него бы напали дикие звери и растерзали. Поэтому в нас осталась мысль, что для выживания мы должны быть частью социума. А для этого нужно быть хорошими и правильными. К сожалению, порой для этого приходится переступать через себя и свои желания. Здесь очень важно найти золотую середину, выстраивать личные границы и в то же время владеть навыками коммуникаций.

- Еще одна распространенная проблема – это отношения с родителями. Из-за того, что в Азербайджане многие родители чрезмерно опекают своих детей, это нередко приводит к желанию вмешиваться в их жизнь и диктовать им, как правильно поступать. В результате многие дети вырастают с обидой на родителей. Есть ли какие-то техники, которые помогают отпустить эти обиды?

- Да, из-за этой гиперопеки многие дети вырастают психологически незрелыми. На самом деле, взросление происходит в несколько этапов. Когда ребенок только рождается на свет, он смотрит на мир глазами мамы. В какой-то момент он начинает смотреть на мир также глазами папы. А потом начинается подростковый период, когда ребенок понимает, что больше не хочет смотреть на мир глазами родителей. И происходит бунт. Это очень важный период, когда родители должны поддержать ребенка. Но в Азербайджане родители боятся этого бунта и начинают ребенка прессовать.

Кстати говоря, этот «подростковый период» может быть в любом возрасте – даже в 40-50 лет. Когда ты начинаешь сбрасывать все навязанные установки и спрашиваешь себя: «А как вообще я хочу жить?» И в этот момент, как правило, у человека хватает ума только на то, чтобы повернуться на 180 градусов и начать действовать с точностью наоборот (улыбается). Заключительный этап взросления и окончательная сепарация происходят тогда, когда человек перестает вести себя назло родителям и формирует свой собственный взгляд на мир. И уже становится совершенно неважным, совпадает твое мнение с маминым или нет.

На самом деле, в обидах на родителей кроется нежелание взрослеть и страх брать ответственность за свою жизнь. Потому что легче во всем обвинить родителей. Это называется «позиция жертвы». Для того, чтобы выйти из этой позиции, нужно морально созреть. Как говорил Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить», настоящая зрелость наступает тогда, когда мы сами себе становимся и матерью, и отцом.

Как отпустить эти обиды? Лучший способ – это посмотреть на маму как на случайного прохожего на улице. Мы разрешаем прохожему быть любым, но вот мама в нашем понимании должна быть идеальной. На самом деле, мама – это обычная женщина, которая может ошибаться. Если она дарит тебе материнскую любовь, на все остальное можно закрыть глаза. После того, как мы осознаем, что наши родители – совершенно обычные люди, на душе становится гораздо легче.

- На сегодняшний день сфера психотерапии становится все более востребованной и все больше людей приходит в эту профессию. К сожалению, бывают случаи, когда психолог не помогает, а наоборот вредит человеку. Как подойти к выбору психолога, на что стоит обратить внимание?

- Нужно оценить прожитый психологом опыт. Я могу помочь людям лишь в той ситуации, через которую сама прошла. Черпать знания только в книгах – это не вариант.

- Но ведь невозможно прожить все проблемы человечества…

- И не нужно. Психолог не должен быть универсальным, он должен найти свою нишу. Если человек прошел через сложные болезненные отношения и проработал все травмы, он может давать консультации в сфере отношений. Кто-то, исходя из личного опыта, будет лучше разбираться в сфере денег или здоровья. Ко мне, допустим, тянутся люди, которые хотят поменять свою жизнь, так как я вдохновляю их своим примером.

Некоторые люди идут к 2-3 психологам, остаются недовольны и разочаровываются во всех психологах. Это неправильный подход. Нужно продолжать искать своего психолога. Вы поймете, что нашли своего, когда почувствуете внутренний отклик. Периодически проходить терапию необходимо каждому из нас. Это как поход к стоматологу – если запустить проблемы с зубами, можно остаться вообще без зубов (улыбается). То же самое и с нашим ментальным состоянием. Если забить на маленькие тревожные звоночки, можно дойти до депрессии или заработать себе другие проблемы, с которыми уже понадобится обращаться к психиатру.

- И напоследок поделитесь своими дальнейшими планами и мечтами.

- У меня до сих пор есть мечта выпустить книжку с детскими сказками. Еще хотелось бы создавать мультики для детей. И, наконец, выпустить автобиографичный роман, в котором я бы рассказала свою историю для того, чтобы вдохновить людей жить так, как хочет их сердце. Я считаю, что это главный вызов сегодняшнего дня.

Жизнь – как шведский стол: она нам предлагает разные яства, и мы из них выбираем. А нужно делать по-другому. Нужно закрыть глаза и спросить себя – а чего я хочу? Иногда то, чего мы хотим, на столе не бывает. И мы отправляемся на поиски. Это, конечно, страшно, ведь можно остаться голодным. Но смелые люди выбирают именно такую жизнь.

Фото: Надир Ибрагимли, личный архив Тамиллы Бабаевой

Поделиться:
4094

Последние новости

Все новости

1news TV