Политические игры ЕС: Что пытается скрыть Европа нападками на Баку?
В преддверие проведения в Баку Климатического саммита COP29 – глобального мероприятия по одной из острейших проблем современного мира – в Европе начался новый виток антиазербайджанской истерии.
Главные действующие лица этого крайне низкопробного, но тщательно организованного шоу - всё те же проармянские еврочиновники и евродепутаты, на вооружении которых всё то же тупое орудие лжи, измышлений, предвзятости.
В очередной волне клеветнической кампании непочётное лидерство удерживает Европарламент, стены которого на днях снова разразились беспочвенными нападками на Азербайджан. Особо отличились в этом уже известные председатель подкомитета безопасности и обороны комиссии по внешним отношениям Европейского парламента Натали Луазо, ее коллега по Европарламенту и армянскому лоббизму Франсуа-Ксавье Беллами, а также еврокомиссар по вопросам занятости и социальных прав Николас Шмит.
Между тем, степень азербайджанофобии, тюркофобии, исламофобии, отличающих сегодня европейское политическое сообщество, еще ярче проявляется на фоне серьезного кризиса, охватившего сам континент. Речь идет о грубых нарушениях прав человека, с которых, видимо, европейские политиканы и стремятся перевести внимание мира посредством необоснованных атак на Азербайджан.
Своего «бревна в глазу» там усиленно предпочитают не замечать. Хотя оно ясно просматривается в радикализации политических сил, усилении позиций ультраправых, нетерпимости к «чужим».
Все помнят случаи массовой гибели мигрантов, ответственность за эти трагедии лежит на европейских властных структурах. Почему-то в Евросоюзе до сих пор не изучили и не дали адекватную оценку этим фактам, как и к арестам и гибели протестующих в ходе многотысячных протестов в странах-членах ЕС.
К примеру, акций «желтых жилетов» во Франции, где число погибших и раненых исчислялось десятками и сотнями, а задержанных – тысячами, среди которых были и известные лидеры движения Максим Николь, Жером Родригес, Эрик Друэ и др. Методы подавления массового протестного движения, ставшего своеобразной формой протеста французского народа против политики Парижа, со всей откровенностью продемонстрировали истинное, не прикрытое маской цивильности лицо европейской демократии.
То же самое можно сказать о средствах «наказания» в отношении коренных жителей французских заморских территорий, стремящихся к свободе и независимости. Так, после масштабных протестов, охвативших в июне Новую Каледонию из-за поправки, способной привести к усилению там французского влияния и снижению электорального веса канаков, были арестованы и этапированы во Францию 11 организаторов протестных акций.
В их числе были ключевые фигуры движения за независимость: руководитель «Координационной ячейки полевых действий» (фр. CCAT) Кристиан Тейн, а также активисты Бренда Ванабо, Фредерик Мулиава, Гийом Вама (на фото ниже). Вместо того чтобы прислушаться к справедливому голосу канаков, французские власти не нашли ничего лучше, чем подавить протесты «нейтрализацией» участия в них лидеров движения.
Все это отнюдь не единственные случаи нарушения прав человека во Франции. Согласно опубликованному в ноябре 2023 года докладу НПО «Observatoire des inégalités», в этой стране царит системная дискриминация при найме на работу: на французском рынке труда 5,4 млн вакансий, то есть, почти каждая пятая, «закрыты» для иностранцев, которые не являются выходцами из стран Евросоюза.
Показателен и видимый рост преступности в этой стране на этнической, расовой или религиозной почве. По докладу МВД Франции, опубликованному в марте 2023 года, в предыдущем, 2022 году по стране было зарегистрировано 12,6 тыс. правонарушений на этой почве (против 12,5 тыс. в 2021 году), из них 6,6 тыс. – уголовные.
По отчету Национальной консультативной комиссии по правам человека (НККПЧ), во Франции имеет место занижение данных о нападениях на почве расизма. Согласно опросам, свыше 1 млн граждан сталкивались с угрозами, насилием или дискриминацией на этнической или религиозной почве. МВД Франции в 2021 году зарегистрировало по стране 1659 антирелигиозных акций, в том числе 213 исламофобских. Показательно, что с 2022 года французский МВД стал публиковать статистику таких правонарушений без указания объекта религиозной неприязни. При этом наблюдатели отмечают усиление исламофобских тенденций во Франции при президентстве Макрона.
Аналогичные настроения имеют место в Германии. Так, в докладе независимой экспертной группы по борьбе с исламофобией при МВД ФРГ отмечено усиление исламофобских тенденций, включая их значительное распространение в широких слоях немецкого общества и во всех сферах общественной жизни.
В том числе, в докладе отмечается, что исламофобские настроения и стереотипы присущи каждому второму жителю Германии. Например, 45% респондентов не хотели бы, чтобы их муниципалитет возглавлял мусульманин, 29% одобряют требование о запрете иммиграции для мусульман, 42% поддержали идею введения запрета на строительство на территории ФРГ мечетей, 43% считают, что мусульманская община должна находиться под контролем государства.
В документе отмечается также, что следование мусульманским обрядам часто трактуется как «фундаментализм», а лица, демонстрирующие приверженность этой религии, воспринимаются как «угроза». Правозащитники фиксировали неоднократные проявления исламофобии в отношении мечетей в Германии, в частности, акции ультраправых, акты вандализма, осквернения, поджоги, попытки сорвать богослужения, письменные и устные угрозы имамам и прихожанам и т.п. Такое же отношение не раз проявлялось и к турецким культурным центрам в ФРГ.
Обеспокоенность сохраняющимися в Германии расовыми и ксенофобскими предрассудками, в том числе антисемитизмом и исламофобией, преступлениями на почве ненависти и стереотипами в отношении этнических меньшинств выражал Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. Комитет с обеспокоенностью обращал внимание на то, что в школах дети из семей этнических меньшинств и мигрантов сталкиваются с дискриминацией в системе образования, чаще страдают от травли в школе, вынужденно бросают школу и реже посещают дошкольные учреждения.
Почему-то эти и многие другие факты еврокомиссары, включая того же Николаса Шмита, замалчивают. Кстати, в родном для этого политика Люксембурге опросы общественного мнения по теме борьбы с дискриминацией, в том числе и общеевропейские (например, исследование «Быть черным в ЕС» Агентства ЕС по основным правам человека (АОПЧ), проведенное в 2023 г. среди 6 тыс.700 респондентов из 13 государств) показывают, что в Люксембурге средняя распространенность расовой дискриминации за 5 лет, предшествовавших опросу, составляла 47%. Если учитывать исключительно тех, кто идентифицирует себя как людей африканского происхождения или чернокожих, этот показатель составляет 57%.
Авторы опубликованного в марте 2022 года исследования «Расизм и этническая и расовая дискриминация в Люксембурге» также указывали на то, что лица африканского происхождения становятся жертвами расизма и дискриминации в сферах занятости, образования и жилья в значительно большей пропорции, чем другие группы населения. Согласно этому же докладу, две трети предполагаемых жертв не сообщают о произошедших с ними инцидентах, в частности из-за того, что это может повлечь значительные финансовые затраты и сложности с доказыванием и доступом к полноценной юридической помощи, которая обычно оказывается в ограниченном объеме, а также из страха потерять работу.
На фото Николас Шмит
Неприятие и дискриминация мигрантов, исламофобия и экстремизм, неоколониализм и политические преследования «несогласных», взяточничество и коррупция в собственных структурах – в Евросоюзе на эти тревожные проявления закрывают глаза, тщетно пытаясь переключить внимание мира на якобы наличие проблем в Азербайджане.
Со своей стороны, официальный Баку на такие политические инсинуации дает четкий ответ.
«Мы категорически отвергаем неприемлемое, необоснованное и полностью предвзятое антиазербайджанское заявление еврокомиссара по вопросам занятости и социальных прав Николаса Шмита, 22 октября в ходе дебатов в Европарламенте», - заявил глава пресс-службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде.
Отмечается, что заявление комиссара, подготовленное Европейской службой по иностранным делам (EEAS), абсолютно не соответствует действительности и является очередной неудачной попыткой вмешательства во внутренние дела Азербайджана.
Утверждения о привлечении некоторых граждан Азербайджана к уголовной ответственности за свои политические убеждения или взгляды, или о политической мотивации уголовных дела в отношении лиц, представляющих себя журналистами или правозащитниками, в корне неверны. Подобный вредный подход EEAS и Европарламента, наряду с тем, что давно доказал свою неэффективность и не принес никаких результатов, осложняет азербайджано-европейские отношения.
В свете абсолютного невежества и безразличия соответствующих институтов ЕС к почти 30-летней агрессии Армении против Азербайджана, укоренившимся системным проблемам в области прав человека в некоторых странах ЕС, росту исламофобии и уродливой неоколониальной политики, гибели людей в тюрьмах в результате политических репрессий и преследований во время протестов, таких как «желтые жилеты», а также кровопролитие во время протестов в Новой Каледонии и других заморских территориях, еврокомиссар не имеет морального права говорить о проблемах с правами человека в Азербайджане и мирных усилиях между Азербайджаном и Арменией.
Подчеркивается, что попытки увязать COP29 с политически мотивированными вопросами, несовместимыми с характером работы по реагированию на изменение климата, еще раз демонстрируют реальное лицо некоторых европейских политиков: «Настоятельно призываем Европарламент и, в целом, ЕС отказаться от односторонней позиции, противоречащей миру и стабильности в регионе».
Как видно, Евросоюз в преддверие COP29 снова обратился к кампании клеветы, предвзятости и вмешательства во внутренние дела Азербайджана.
Не лучше ли было бы вместо этого сосредоточиться на собственных проблемах, например, многочисленных нарушениях прав человека в государствах-членах ЕС?..