Бег впереди телеги по железнодорожному маршруту, или Эхо казанской встречи
Армянское издание «Грапарак» сообщило о том, что располагает подробностями встречи от 25 октября в парламенте Армении с участием премьер-министра страны Никола Пашиняна, главы МИД Арарата Мирзояна, некоторых других членов правительства и депутатов от правящей партии «Гражданский договор», на которой, как пишет издание, обсуждались детали контакта Пашиняна и Президента Ильхама Алиева на полях саммита «БРИКС плюс» в Казани.
Среди вопросов, поднятых в ходе казанской встречи, была, как отмечает издание, тема восстановления грузоперевозок по маршруту Горадиз-Миндживан-Мегри-Ордубад-Джульфа-Нахчыван-Араздяйян — по тому самому маршруту, по которому в советское время осуществлялось железнодорожное движение.
Глава правительства и министр иностранных дел Армении заверили депутатов «Гражданского договора», что в случае восстановления грузоперевозок Армения «уже в короткое время начнет экономически процветать», а люди будут «довольны и счастливы».
Издание также пишет, что вернувшиеся из Казани руководители сообщили участникам встречи, что предварительная договоренность о начале грузоперевозок по железной дороге уже достигнута.
Редакция 1news.az обратилась к политическому обозревателю Вугару Сеидову с просьбой прокомментировать это сообщение.
«За достоверность информации, которую распространило армянское издание, ручаться, конечно, не возьмусь. Но если предположить, что участники казанской встречи без искажений рассказали в парламенте Армении обо всем произошедшем в России, а само издание, в свою очередь, обнародовало суть обсуждений в парламенте тоже без искажений, то сразу возникнет ряд справедливых вопросов, которые, на наш взгляд, ключевые.
Во-первых, как представляют себе члены армянской делегации начало грузовых перевозок по указанному маршруту, когда по сей день не сделан ни один шаг к его физическому восстановлению? Ведь даже нет самой железной дороги, да и технические параметры тоже не определены!
Во-вторых, как вообще возможно начало перевозок, если не определен правовой статус этой инфраструктурной полосы?
В-третьих, нет никакой ясности насчет механизмов обеспечения реальной (а не в риторической - в форме словесных обещаний) безопасности. Кто будет отправлять свои грузы, не имея представления о степени их безопасности на всем пути следования.
Наконец, в-четвертых, до подписания мирного соглашения два государства формально остаются в состоянии войны. Как представляют себе армянские политики грузоперевозки в подобной подвешенной атмосфере - тоже не совсем ясно.
Тот факт, что в Иреване начинают понимать, что без железнодорожной связи с Нахчываном западные районы Азербайджана в любом случае не останутся, и это есть тот самый «План Б», о котором глава МИД Джейхун Байрамов говорил в интервью азербайджанским и венгерским СМИ в начале сентября прошлого года, а также осознавать, что «План Б» Азербайджана означает для Армении опоздание на ее «поезд», это, конечно, положительно, так же как позитивно и само обсуждение данного дискурса. Но бег впереди телеги никогда не оказывался продуктивным. Сперва необходимо уяснить параметры обозначенных мною четырех вопросов, и уже потом мечтать об экономическом росте Армении, да еще и в кратчайшие сроки», - сказал Вугар Сеидов.