Российская миротворческая миссия в Карабахе – есть ли повод для беспокойства?
Одним из ключевых пунктов трехстороннего заявления Азербайджана, России и Армении по Нагорному Карабаху от 10 ноября является ввод в регион российских миротворцев.
Согласно тексту заявления, миротворческий контингент РФ развертывается вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
Важно, что документ прописывает: миротворческий контингент РФ развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Срок его пребывания – 5 лет с автоматическим продлением, если ни одна из сторон конфликта заблаговременно не заявит о намерении прекратить применение данного положения.
В целях повышения эффективности контроля за выполнением сторонами конфликта договоренностей в регионе развертывается также Миротворческий центр по контролю за прекращением огня, в составе которого будут турецкие и российские военные.
За прошедшую неделю с момента вступления в силу соглашения о полном прекращении огня в азербайджанском обществе наряду с радостью от победы ощущается и беспокойство по поводу столь долговременного присутствия на азербайджанской земле вооруженных сил третьего государства.
В связи с тем, что порой суть миротворческой миссии неверно понимается, стоит отметить, что основная задача миротворцев в Нагорном Карабахе – это поддержание выполнения соглашения от 10 ноября.
Вооруженные силы, действующие под мандатом ООН и без него, работают над обеспечением мира в зоне конфликта исключительно по согласованию со сторонами конфликта. В настоящее время миротворческие миссии присутствуют в Косово, Афганистане, Ираке, Гаити, Кипре, Ливане, Сирии, Южном и Северном Судане, Мали, Кот-д'Ивуаре и других зонах конфликтов.
Всего в мире действуют 13 миссий по поддержанию мира, санкционированных ООН, а также 7 миротворческих миссий без мандата ООН. Миссии миротворцев различаются в зависимости от ситуации, однако все они действуют в соответствии с международным правом и основными принципами ООН, поддерживая мир и безопасность в зонах конфликтов.
Все миротворческие миссии объединяют общие черты: они размещаются в зоне конфликта лишь с согласия обеих сторон, они беспристрастны и нейтральны, могут использовать оружие лишь в пределах своих полномочий и для самообороны, их основная задача – реализация достигнутых договоренностей, поддержка в преодолении трудностей переходного периода и создании локальных механизмов взаимодействия. Все они опираются на международное право.
В данном случае правовой основой для размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе явилось совместное заявление, подписанное президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении. Миссия дислоцируется в Нагорном Карабахе с конкретной целью - содействовать реализации задач, изложенных в совместном заявлении глав государств.
Мы обсудили вопрос присутствия российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе и должное восприятие этого факта с одним из ведущих азербайджанских политологов, депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым.
Люди вправе беспокоиться, считает он, но в то же время должны понимать, что совместное заявление от 10 ноября было определенным компромиссом.
«Принимая во внимание реализацию двух основных пунктов соглашения – вывод армянских войск и прекращение огня – невозможно было обойтись без того, чтобы в регион не вошли какие-либо разъединительные силы. И в этом смысле присутствие российских миротворцев явилось частью выполнения этих ключевых задач», - сказал Расим Мусабеков.
Значимость присутствия российских миротворцев, по мнению политолога, еще и в том, что, согласно трехстороннему заявлению, они будут присутствовать не только в Кяльбаджарском, Лачинском и Агдамском районах, но и на территории самого Нагорного Карабаха.
«Соответственно оттуда также должно быть выведено все тяжелое вооружение ВС Армении. Эту задачу нужно было решать либо собственными силами, а значит - кровью и войной, либо за счет присутствия российских миротворцев», - сказал он.
Очень важно, что создается также Миротворческий центр по контролю за прекращением огня, в котором будет представлена и Турция, считает Расим Мусабеков. Центр, по его словам, будет следить как за выполнением сторонами конфликта своих обязательств по соглашению, так и за деятельностью миротворцев на местах.
Технических возможностей Центра достаточно для того, чтобы проследить за тем, что на территории Нагорного Карабаха не будут припрятаны пушки, танки, минометы и другая тяжелая техника, которой, при возможности, можно воспользоваться для очередных провокаций против Азербайджана, отмечает Расим Мусабеков. Он не исключает, что какое-то число живущих в Карабахе армян с легким оружием останется в регионе, но самое главное, что там больше не будет тяжелого вооружения вражеской армии, говорит политолог.
Как срок пребывания российских миротворцев, так и их численность оговорены совместным заявлением, отмечает Расим Мусабеков. И если российские миротворцы станут нарушать те пункты, которые прописаны в документе, Азербайджан может потребовать их удаления со своей территории.
На фото: политолог Расим Мусабеков
Что касается чаяний той части населения Азербайджана, которая хотела бы видеть в Нагорном Карабахе миротворцев из числа турецких военных, то политолог призвал всех к пониманию.
«Давайте будем реалистами. Трудно себе представить, что турецкий военный контингент входит в Ханкенди в качестве миротворцев, чтобы обеспечивать безопасность. Ведь в глазах армян присутствие турецких военных никак не увеличивает их безопасность, а лишь уменьшает», - сказал он.
По словам политолога, совсем необязательно, чтобы турецкие военные находились непосредственно на территории самого Нагорного Карабаха. Достаточно того, чтобы они вполне легально в соответствии с решением азербайджанского правительства были размещены в Кяльбаджаре, Лачине, Агдаме – азербайджанских районах, которые полностью переходят под контроль Азербайджана.
«В любом соглашении есть свои плюсы и свои риски. На то и политика, для того и нужны правительства – чтобы нейтрализовать риски и обеспечить собственные интересы в динамике, в развитии.
Если из этого конфликта Азербайджан вышел сильным, а Армения – слабой, мы должны думать о том, как мы можем использовать свою силу, использовать тот факт, что легально на территории Азербайджана будут находиться наши турецкие союзники», - сказал он, выразив надежду, что все эти факторы в некоторой степени смягчат обоснованные опасения определенных групп населения Азербайджана.
«У Турции очень большой опыт миротворческой деятельности – в Малайзии, Афганистане, Косово – и я думаю, что этот опыт будет эффективно использоваться совместно с Азербайджаном и Россией. И если Армения тешит себя тем, что они теперь не одни, рядом их российские союзники, то пусть они будут добры считаться с тем, что и Азербайджан здесь не один, а вместе со своим союзником – Турцией», - резюмировал Расим Мусабеков.
На фото: глава российского миротворческого контингента Рустам Мурадов
Читайте по теме:
О чем договорились по Карабаху Азербайджан, Россия и Армения – ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ
«Интерпретации излишни»: Шахин Сеидзаде отвечает на вопросы по трехстороннему соглашению по Карабаху
Елена Остапенко