Армения официально признала территориальную целостность Азербайджана и нерушимость границ
10 октября в швейцарском Цюрихе состоялась церемония подписания армяно-турецких протоколов. Церемония началась с трехчасовой задержкой в связи с протестом армянской делегации по поводу текста трехминутного итогового выступления главы МИД Турции Ахмет Давутоглу, в котором содержалось упоминание Нагорного Карабаха.
В свою очередь турецкая делегация выразила недовольство в связи с упоминанием слова «геноцид» в проекте выступления Эдварда Налбандяна. В итоге было принято компромиссное решение – полностью отказаться от заявлений и ограничиться только подписанием самих протоколов.
По сообщению ИА «Регнум», в свете случившегося заместитель главы аппарата президента Армении Виген Саркисян рекомендовал отныне читать и видеть только то, что написано в этих документах. «Это юридические документы, которые предполагают четкую последовательность шагов и график», – отметил он.
Напомним, текст «Протокола об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой» содержит, inter alia, следующие формулировки:
«Республика Армения и Турецкая Республика,
1) ссылаясь на Устав ООН, Хельсинкский заключительный aкт, обязательства, взятые ими в соответствии с Парижской хартией Новой Европы;
2) подтверждая свои двусторонние, многосторонние обязательства уважать принципы равенства, суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела других государств;
3) подтверждая взаимное признание существующей между двумя странами общей границы, определенной соответствующими договорами Международного права...»
Примечательно, что в день подписания в Цюрихе протоколов президент Армении Серж Саргсян обратился по радио к нации с заявлением, в котором он, в частности, отметил: «[Армяно-турецкие] отношения ни в коей мере не связаны с решением карабахского вопроса, являющимся отдельным процессом. Армения не рассматривает вопросы упоминания территориальной целостности и нерушимости границ в связи с карабахским вопросом».
Пикантность ситуации заключается в том, что президент Саргсян выступает с устным пояснительным заявлением, а его администрация рекомендует верить только подписанным документам и ничему более.
По части подтверждения сторонами приверженности Уставу ООН, Хельсинкскому акту, Парижской хартии и принципам территориальной целостности, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств подписанные протоколы не содержат ни единой оговорки, исключающей распространение действия этих принципов на Азербайджан или предполагающей распространение их только на Турцию и Армению. Получается, со дня подписания документов Ереван официально признал свою приверженность территориальной целостности и нерушимости границ в регионе, в том числе по отношению к Азербайджану.
Упоминание в протоколах Хельсинкского aкта и Устава ООН формально сводит на нет предыдущее заявление Сержа Саргсяна «о ничем не ограниченном» самоопределении народов. Выходит, самоопределение Нагорного Карабаха все же ограничено Хельсинкским актом, а именно статьей VIII... И 10 октября Армения это официально признала, даже если она и отвергнет в будущем Мадридские принципы.
А что до устного обращения Саргсяна к нации, к этим «пояснениям» следует отнестись согласно рекомендации его собственной администрации – читать и видеть только то, что написано в протоколах! И подписано на самом высоком, государственном уровне!
А все предшествующие и последующие заявления должны быть просто проигнорированы. В конце концов, для того, чтобы эти пояснения были приняты всерьез и вошли в историю, необходимо было постараться включить их в текст протоколов, а не «выпускать в воздух воробьев», сидя перед микрофоном в радиостудии. Чего, извините, не произошло и не могло произойти даже гипотетически. Поэтому все устные заявления президента страны, официально подписавшей упомянутые межгосударственные протоколы, в данном случае являются ничем иным, как выражением его личного мнения.
Вугар Сеидов, АзерТАдж, Берлин
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.