«Авазы хош улу мугам»
Масштабный проект азербайджанских музыкантов
Эта идея вынашивалась давно – с тех пор, как на уровне ЮНЕСКО азербайджанский мугам признан сокровищницей мировой музыкальной культуры, в нашей стране разрабатываются и осуществляются разнообразные формы поддержки и пропаганды этого уникального вида исполнительства. И, тем не менее, нынешний, организованный Министерством культуры и туризма Азербайджана и Азербайджанской национальной консерваторией, проект стал своего рода первой, не похожей на другие по масштабности замысла акцией в этом направлении. Так руководитель проекта дирижер Ялчин Адигезалов представил на суд общественности первую часть грандиозного плана пропаганды мугамного творчества в сочетании с симфоническими вариантами этого феномена.
Известно, что некоторые из наиболее распространенных видов мугама выдающиеся азербайджанские композиторы переложили на партитуры симфонического оркестра. Таким образом, этим самобытным произведениям, отражающим душу народа, не просто была обеспечена мощь профессионального звучания во всей красе симфонизма, но и, что очень важно, возможность звучать во всем мире за пределами той страны, где мугам родился как проявление высокого уровня творческой одаренности нашего музыкального народа, как уникальная и неповторимая форма.
Так в свое время из-под пера выдающихся азербайджанских композиторов появились симфонические полотна на материалах мугамов – Ниязи написал близкий его индивидуальности порывистый, смелый, героический «Раст», Васиф Адигезалов – лирический «Сейгях», Фикрет Амиров – «Шур» и «Баяти-Шираз»…
Главное, что роднит эти оригинальные полотна профессионалов, - то, что партии народных инструментов – тара и кяманчи – композиторы поручили инструментам симфонического оркестра – их в основном исполняют труба и гобой. Это диктовалось желанием предложить данные партитуры самым разным классическим коллективам и услышать в их исполнении азербайджанскую музыку, и задумка вполне оправдала себя.
А что если соединить классический мугам с симфоническим оркестром? В наши дни эту идею долго вынашивал Ялчин Адигезалов, но зато теперь, поддержанный руководителями министерства и коллегами, он получил возможность предъявить широкой общественности готовую работу.
О том, что идея заслуживает самой высокой оценки, убедительно свидетельствовал и плотно заполненный почитателями музыки зал Азербайджанской государственной филармонии, и стихийно раздававшиеся во время концерта аплодисменты понимающей публики, и одобрительная реакция приглашенных в первый ряд нынешних мастеров мугама.
Концерт прошел 10 мая, в день, когда страна отмечала день рождения нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, и был посвящен его памяти.
Как рассказал в эксклюзивном интервью руководитель проекта, дирижер Ялчин Адигезалов, в творческом плане суть идеи заключалась в том, чтобы соединить все разделы мугама в единое целое, когда в канву партитуры на равных включается естественное звучание мугамных отрывков в исполнении ханенде и аккомпанирующих им на таре и кяманче музыкантов, органично соседствующие и дополняющие друг друга первозданным звучанием подлинно народной музыки. «В дальнейшем мы представим на суд общественности подобные проекты, разработанные на основе произведений Фикрета Амирова и Васифа Адигезалова - но это будет уже в новом сезоне…».
Что ж, хорошие задумки, если уже есть прецедент и высказано общее мнение, что идея вполне удалась. Вместе с виртуозно прозвучавшей игрой артистов симфонического оркестра под управлением Ялчина Адигезалова и победителями конкурса мугаматистов во главе с замечательным Мансумом Ибрагимовым «Раст» Ниязи прозвучал на редкость свежо и ярко. Особую прелесть подобному исполнению придали впервые включаемые в ткань живой музыки записи прославленных ханенде, которых уже нет с нами, - таких, как Ягуб Мамедов, Шахмалы Гаджиев и Зюльфи Адигезалов.
Галина Микеладзе, 1news.az