Еврокомиссия расследует работу российских инвестфондов, которые готовы платить за европейские компании подозрительно высокую цену
Европейская комиссия проведет расследование деятельности инвестиционных фондов из России, Китая и государств Ближнего Востока, которые контролируются правительствами этих стран. В этих финансовых организациях Еврокомиссия видит угрозу единому рынку Старого континента, причем, лидеры считают, что в своей деятельности эти фонды руководствуются в первую очередь политическими целями.
Германский канцлер Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози убеждены, что инвестфонды, которые формально являются независимыми, в действительности скупают европейские компании не по чисто финансовым, а политическим и иным причинам. Эти подозрения разделяет и Чарли МакКриви, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка, убежденный сторонник концепции свободных рыночных отношений. Эти фонды, по его словам, представляют собой "новый феномен", который он намерен "осенью изучить очень пристально".
Подготовка к детальному расследованию уже началась. И хотя обычно еврокомиссар ратует за эффективное выполнение соглашений и последовательное соблюдение принятого в ЕС принципа свободного движения капитала, для данного случая он может сделать исключение, источники в его окружении.
МакКриви полагает, что злополучные фонды действуют на единый рынок Евросоюза дезорганизующе, предлагая за интересующие их компании стратегических отраслей, например, энергетической, цену значительно выше рыночной. Он опасается, что некоторые из этих фондов могут способствовать развитию черного рынка и приобретать европейские банки с целью последующего отмывания денег. Но в настоящее время, как уточняет британское издание, это лишь подозрения, не оформившиеся в окончательные выводы.
Меркель призвала Европу выработать общий подход к запрету на покупку корпораций иностранными инвесторами, действующими под эгидой своих правительств. Хотя руководство Евросоюза обычно выступает за свободное передвижение капиталов и дает соответствующую установку Европейскому суду, в этом случае Брюссель может изменить свою позицию.
"Механизмы функционирования внутренних рынков основываются на азах инвестирования, - объясняет пресс-атташе МакКриви. - Но на ситуацию следует смотреть иначе, когда отдельные игроки платят за интересующие их предприятия гораздо выше рыночной цены по причинам, которые далеки от желания просто сделать выгодную инвестицию и вернуть свои деньги с хорошими процентами".
В ЕС беспокоятся о том, сколько активов могли бы скупить китайские, российские и ближневосточные инвестиционные фонды, которые, по оценкам нью-йоркского инвестиционного банка Morgan Stanley, располагают совокупным капиталом в $2500 млрд. Если Франция и Германия боятся потерять свои лучшие промышленные предприятия, центральноевропейские государства опасаются "захвата" Россией их энергетических отраслей.
Любая подобная деятельность чревата политическими рисками и может закономерно вызвать усиление протекционистстких тенденций со стороны ряда стран ЕС, в первую очередь Франции. Великобритания, которая гордится своей приверженностью политике свободного рынка, может воспротивиться общим настроениям. Однако, настаивают Меркель и Саркози, Европа должна защищать свою экономику от стран, для которых финансовая открытость - пустой звук.
Около месяца назад в Берлине уже поднимался вопрос о создании агентства, которое занялось бы этими вопросами и могло бы быть создано по образу и подобию американского правительственного Комитета по иностранным инвестициям, эксперты которого на основании своих данных могут рекомендовать президенту блокировать ту или иную инвестиционную сделку с участием иностранного капитала.
/gzt.ru/