Рабият Асланова: «Я не вижу опасности радикализации нашей молодежи в вопросах религии»
Есть реальная необходимость в пересмотре действующего закона «О свободе вероисповедания», сказала 1news.az депутат Милли Меджлиса, председатель постоянной комиссии ММ по правам человека, председатель Совета религиозных экспертов, доктор философских наук Рабият Асланова.
Нынешний закон был принят в 1992 году, и в него неоднократно за прошедшие годы, вносились поправки, изменения и дополнения. Со времени принятия этого закона произошли большие изменения в сознании общества, накопилось много вопросов, которые не могли быть учтены в 1992 году. В частности, с момента создания в 1995 году Госкомитета по работе с религиозными организациями до сих пор не определен весь круг его полномочий и функций.
Здесь проблема не только в наличии двух органов, занятых вопросами вероисповедания – Управления мусульман Кавказа и Госкомитета по работе с религиозными организациями. Дело в том, что есть и другие нерешенные вопросы. В частности, существующие в Азербайджане русские православные храмы и их служители подчиняются Русской Автокефальной Православной Церкви, и руководитель Азербайджанской Епархии подчиняется Российскому Патриарху, и никоим образом не контролируется в своей деятельности местным руководством соответствующих органов. Это же относится к католическим, еврейским или другим религиозным общинам, подчиняющимся только своему руководству вне Азербайджана, отметила депутат.
То есть у Госкомитета должны быть четкие функции, охватывающие и регулирующие деятельность вне зависимости от конфессиональной принадлежности все религиозные организации в стране. Другой вопрос, ждущий своего решения, заключается в том, что в Азербайджане функционирует большое количество исламских общин различного толка, и нет конкретного распределения их функций, прав и обязанностей.
Есть большой положительный опыт в этом вопросе в Турции и России, где деятельность всех религиозных общин регулируется единым госорганом. Подобным образом удается также контролировать поток чуждой для страны религиозной пропаганды извне.
Другим пунктом, в который мы считаем, должна быть внесена ясность, является осуществление религиозного образования в Азербайджане, получение высшего религиозного образования. В Азербайджане есть и Исламский университет, и несколько факультетов в ВУЗах, и медресе, и к тому же много студентов едет для получения религиозного образования в университеты разных стран мира. Какое образование они получают в этих учебных заведениях разного толка, не должно оставаться без внимания и контроля государства. Нужно выработать некую единую систему контроля в этом вопросе, сказала председатель комиссии ММ.
Прошел период религиозного вакуума, появившийся в Азербайджане после распада СССР. Тогда люди принимали и верили всему, что появлялось по вопросам религии, но этот ажиотаж уже позади. Сегодня, в частности, в молодежной среде сформировались здравые и взвешенные понятия о роли религии в жизни человека. Молодежь по природе своей всегда находится в поиске, в том числе новой модели жизни, нравственных и духовных принципов. Лично я не вижу сегодня в Азербайджане риска радикализации религиозного восприятия, наша молодежь в меру прагматична и осознанно воспринимает духовные ценности, без скатывания к крайностям, завершила Асланова.
Ризван Гусейнов, 1news.az