Генпрокуратуре России сократили полномочия
7 сентября в России официально начало функционировать новое ведомство - Следственный комитет при Генеральной прокуратуре.
В ночь на 7 сентября глава Следственного комитета Александр Бастрыкин подписал приказ о переводе 16656 следователей и технических работников, а также 2034 военных следователей из прокуратуры в новую структуру.
Среди переданных в Следственный комитет документов - 116 особо важных дел, находившихся до пятницы в ведении специального управления Генпрокуратуры, в том числе дела об убийствах первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова и обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, а также дело Михаила Ходорковского.
Как полагает большинство российских наблюдателей, образование Следственного комитета означает серьезное сокращение полномочий Генеральной прокуратуры.
Хотя Следственный комитет считается ее подразделением, он представляет собой самостоятельную вертикально интегрированную структуру. Подчинение сохраняется лишь на самом верху служебной пирамиды, поскольку Бастрыкин является одновременно заместителем генпрокурора Юрия Чайки.
Источники, близкие к ведомству, считают, что фактически он будет докладывать лично президенту, с которым учился на одном курсе юрфака ЛГУ, и, как утверждают некоторые СМИ, близко подружился во время поездки "на картошку".
Прокуроры отныне лишаются своего главного права - возбуждать уголовные дела и руководить ходом следствия. Они будут лишь указывать следователям на допущенные теми нарушения закона, а также отменять необоснованные постановления следователей о возбуждении дел.
Правда, без подписи надзирающего прокурора следователь не сможет передать законченное дело в суд.
Право возбуждать дела против высших должностных лиц, депутатов и судей переходит от генпрокурора к председателю Следственного комитета.
Известный адвокат Павел Астахов надеется, что благодаря новой системе "следствие станет более объективным и непредвзятым".
"За последние 90 лет следствие находилось под влиянием прокуратуры и по большей части носило обвинительный уклон. При этом забывалось, что, в соответствии с законом, обязанностью следствия является сбор не только обвинительных, но и оправдательных доказательств", - заявил он.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева не уверена, что реформа улучшит ситуацию, ибо, полагает она, дело не в структурах, а в людях.
"Создание такого органа логически правильно, но даст ли это положительный результат, сомневаюсь, поскольку этот орган не будет полностью независимым. Проблемой остается и профессиональный уровень наших следователей и судей", - считает правозащитница.
/BBC/