Малейка Аббасзаде: «В Азербайджане - эффективная система оценки качества образования, которую всегда можно усовершенствовать»
Эксклюзивное интервью 1news.az с главой Государственной комиссии по приему студентов Малейкой Аббасзаде
- Сегодня заключительный день 33 конференции Международной организации по оценке качества образования. Как вы оцениваете ее работу, и какую информацию может почерпнуть Азербайджан из представленных в рамках этого мероприятия международных докладов?
- Давайте проведем такую бытовую параллель. В моду входят какие-то силуэты, но дело в том, что не каждая женщина может надеть ультрамодную вещь. Она должна соразмерить это со своими габаритами, с тем, что ей подходит. Допустим, в моде какой-то цвет, кому-то этот цвет подходит, кому-то нет. Тем не менее, каждый раз мы что-то обновляем, мы знаем, какие сейчас используются стандарты. То же самое можно отнести к новинкам в системе оценки качества знаний. В своем докладе, например, я обрисовала ту среду, в которой мы вынуждены принимать решения. Ведь процесс экзаменов – не застывший, он гармонично постоянно развивается. За этим развитием стоят научные исследования, и если они касаются каких-то новшеств, это не значит, что мы их сразу же начнем применять. Как мы принимаем решения? Научные изыскания ведутся постоянно. Изучается опыт стран, как развитых, так и развивающихся.
Так, Государственная комиссия по приему студентов предложила провести в Азербайджане аудит нашей работы согласно международным стандартам. Об этом говорили и наши партнеры из ETC – Служба образовательного тестирования США. Стоит отметить, что эта организация занимается аудитом с начала прошлого века. Ведь в ходе оценки анализируется вся образовательная среда страны. А что такое образовательная среда – это содержание того, что преподается в школе, это и участники этого процесса – учителя и педагогическая общественность, это ученики и их родители, а также люди, так называемые design makers, которые принимают определенные решения. И на решения, которые принимаются по развитию экзаменов, влияет весь образовательный процесс.
Над организацией такой глобальной конференции в Баку мы работали год. И этот шарик, который был запущен год назад, уже приземлился. Это очень важное мероприятие и мы используем прозвучавшие здесь идеи. Но это не означает, что мы на лету подхватим какую-то из них и сразу же начнем ее примерять на Азербайджан. Так, мы ознакомились с докладом представителей из Нидерландов. Они говорят о новых интересных проектах экзаменов, которые проводятся в компьютерных режимах. Мы тоже об этом думаем, и мы уже два года думаем, как это можно организовать у нас в стране. Проводим исследования, пилотные проекты, обсуждаем их и только после этого мы можем что-то вводить конкретно.
Но прежде необходимо организовать легальную среду – соответствие нормативной базы этим процедурам. Надо работать с законом. Т.е. все это - составляющие процесса. То, что вы видите сейчас, это научный поиск, свободный обмен идеями, необходимая среда. Люди, которые принимают решения, не могут вводить новшества только из-за того, что какие-то идеи пришли им в голову. Они обязательно должны принимать участие в этом научном процессе.
- Можно ли сегодня утверждать, что система оценки качества образования в Азербайджане все-таки нуждается в каких-то изменениях?
- Знаете такое выражение – совершенству нет предела? Уникальность нашей организации заключается в том, что мы не только проводим экзамены. Фактически в структуре образовательной системы Азербайджана мы - исполнительная власть и подчиняемся президенту. И если так посмотреть, мы все просто должны быть бюрократами, исполняющими какие-то свои функции. Многие министерства в стране так и работают. Это естественно. Но у нас несколько другие функции, другой подход. Тестовая система была новым подходом, и мы одновременно являемся людьми, которые проводят исследования в этой области. И если штат ГКПС состоит всего из 50 человек, то они связаны со всей системой образования через систему семинаров. По теме развития тестовых занятий у нас выступали эксперты, которые работают в различных высших учебных заведениях, школах. Они сотрудничают с нами на договорной основе. Мы вовлекли в этот процесс всю педагогическую общественность, и она постоянно подпитывается этими идеями. Но прежде чем вынести эти идеи и сделать их административными функциями, мы ведем значительную предварительную работу.
То, что видят участники процесса, абитуриенты и их родители – это только часть айсберга, у которого видимая часть намного меньше, чем невидимая. Это процесс, который идет во всем мире. Люди, которые принимают решения в этой области, уже 33 года советуются друг с другом. И когда в мире стали проводиться подобные конференции 33 года назад, в Азербайджане этой системы еще не было. А я вообще была студенткой и совершенно не думала об этом, занималась математикой.
Тем не менее, этот научный процесс шел. В Азербайджане мы занимаемся этой областью 15 лет. Обычно человек 10 лет учится в школе, 5 лет учится в институте, а потом становится специалистом. Нам 15 лет, мы прошли этот цикл, мы окончили школу, ВУЗ, в этом году нам 15, и вот мировая конференция проходит у нас. Значит, мы состоялись как организация, как ученые в этой области. Первые наши выступления на этой конференции были заслушаны еще в 2002 году, с тех пор мы 5 лет регулярно участвуем в этом мероприятии. Проведение же конференции не могли поручить специалистам, которые в этом деле только начали работать. Это все говорит о том, что наши научные изыскания и опыт приняты. А между тем опыт достаточно сложный. Ведь если в развитых странах в этом процессе всегда были заинтересованы школы и университеты, и последние желали, что экзамены проводились именно таким образом, то у нас все шло от обратного. Мы все время развивались в достаточно агрессивной среде. Но такое наблюдается не только у нас, но и в других странах СНГ. И мы сумели выстоять. Система функционирует, и она есть в Азербайджане. Это, с точки зрения математического анализа - открытая социотехническая система. И в то же время за этим определением должны обязательно стоять специально сконфигурированные, программные, аппаратные обеспечения. Специальная структура административных мер. Научные исследования, связанные с развитием тестов. И это все рассматривается в комплексе.
- Что вы скажете о разработке Национального куррикулума? Если его вводят со следующего учебного года, то через 11 лет подход к принятию выпускников в ВУЗы тоже должен измениться?
- Что такое куррикулум? Это содержание образования. А содержание образования, безусловно, влияет на экзамены. Мы не имеем права спрашивать у детей то, что они не проходили в школе. Но то, что мы сейчас спрашиваем у детей, связано не только с фактами и тем, что иногда в школе проходят и заучивают наизусть. Я говорила о развитии когнитивности тестов и о том, что мы должны применять тесты с открытыми ответами. Т.е. мы тоже переходим на новые технологии. И этими новыми технологиями мы формируем образовательные стандарты. Те стандарты оценки, которые мы используем на экзамене, влияют и на образовательные стандарты страны. Возможно, если бы эти 15 лет мы не разрабатывали систему, то в стране и не стали бы разрабатывать новый куррикулум. В указанных подходах всегда прослеживается взаимозависимость. Это и является темой этой конференции и это очень сложный процесс, который проходит каждая страна.
- Как вы сегодня оцениваете уровень образования в Азербайджане?
- В целом ничего оценивать нельзя. Можно оценивать по разным аспектам, а потом суммировать их. Ежегодно мы даем суммарный статистический отчет. Скоро будут опубликованы отчеты за 2006 и 2007 годы. Но это не самое важное сейчас. Главное, чтобы эти отчеты читали и принимали, как руководство к действию именно те люди, которые отвечают за качество образования. От того, что мы будем много раз повторять слово сахар, во рту слаще не станет. Надо уметь воспринимать информацию, читать ее и создавать новую. Именно поэтому мы выпускаем эти отчеты. Не для того, чтобы кого-то похвалить, или кого-то поругать. А для того, чтобы люди понимали. Если мы не будем знать диагноза, мы не сможем лечить болезнь. А то, что мы больны - это всем известно. И не только наша страна, но и все те страны, где наблюдается переходный период. Мы предоставляем эту информацию, и она открыта, она доступна каждому члену нашего сообщества.
Рена Аббасова, 1news.az