Игорь Таро: Об Азербайджане, России, Эстонии и чувстве юмора Эльмара Мамедъярова
«Эстонию и Азербайджан разделяет большое расстояние, но отношения между их народами гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд». Это клише позаимствовано у одного известного лица, посетившего с визитом пограничное с Азербайджаном государство.
Данное высказывание можно было бы приводить в торжественных речах, и заздравных тостах во всех Закавказских странах, как это наверняка и делают далекие гости по отношению к трем Балтийским государствам.
Пристало ли Эстонии вести себя в Азербайджане так же, как в Грузии? Грузия, на наш взгляд, — это государство, которое несколько лет назад в ходе «розовой революции» освободилось от авторитарности, в то время как азербайджанцы просто смирились с переходом президентской должности от отца к сыну.
Впрочем, отсутствие серьезной политической оппозиции — общая для обоих государств черта. Сторонники глав этих стран утверждают, что оппозиция, в общем-то, ни к чему: ничего дельного она не предпринимает, только спорит и занимается неконструктивной критикой. У азербайджанцев есть и еще более весомый аргумент: те же оппозиционеры находились у власти и до Гейдара Алиева, и посмотрите только, каким было тогда государство, и какое оно теперь.
Теперь Азербайджан стал важным поставщиком энергоносителей для всего Евросоюза. Важным особенно сегодня, когда предъявляющая Западу конкретные претензии Россия начала давить на больную европейскую мозоль.
Стоп-стоп, а не за это ли мы критикуем и тех, кто стоит в России у штурвала власти, и выражаем глубокую озабоченность по поводу там происходящего? Сосредоточение власти в руках одного лица и отсутствие реальной оппозиции входит в один ряд с проблемой свободы слова.
У министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова хватило чувства юмора, чтобы во время встречи с Урмасом Паэтом отнести многочисленные теле- и фотокамеры, запечатлевавшие их встречу, к достижениям демократии. И это в ситуации, когда Азербайджан на Западе в признанных рейтинговых таблицах опустился ниже 130-позиции. И тенденция к спаду продолжается.
Отличие от России выражается, пожалуй, только в том, что никто из официальных лиц Азербайджана не критикует ситуацию с демократией и правами человека ни в Европе, ни в Эстонии. Азербайджанцы вместо этого сами уделяют внимание этой теме, обещая заниматься ею по мере возможности.
Вопрос в подходе. И, разумеется, в государственных и коммерческих интересах Эстонии, которые, с учетом азербайджанских запасов нефти и газа, могли бы быть большими, чем в Грузии. Если с точки зрения внешних отношений мы воспринимаем Закавказье как единое целое, то почему наше недавно открывшееся посольство находится в Тбилиси, а не в Баку? Возможно потому, что грузинские вина ценятся выше азербайджанских.
/Postimes/