Туманные перспективы
События, происходящие в Грузии, дают повод для возникновения определенного рода беспокойства в бизнес-кругах нашей страны. Тем более что и в дальнейшем они обещают стать не менее захватывающими и богатыми на разного рода неожиданности.
Можно долго рассуждать на тему, что лежит в их основе – конфликтность президента Грузии М.Саакашвили, утратившего доверие Запада, или происки российских спецслужб, но ясно только одно. Никогда разрозненным силам грузинской оппозиции не удалось бы собрать на проспекте Ш.Руставели столь огромное количество людей, если бы не существующее недовольство широких слоев населения своим социально-экономическим положением. Создается впечатление, что и сами лидеры оппозиции оказались не готовыми к такому проявлению активности народных масс. В результате образовался разрыв между лозунгами, выдвигавшимися с трибуны, и настроениями толпы. И если всю массу собравшихся на проспекте людей призывали к немедленным действиям в первые дни митингов, то еще не известно, чем бы закончилось это мероприятие оппозиции.
Совершенно справедливо многие обозреватели считают, что в настоящий момент на политической цене Грузии нет пророссийски настроенных сил. И что в результате назначенных на 5 января 2008 года досрочных президентских выборов к власти в Грузии могут прийти исключительно прозападно настроенные силы. Но при этом не следует забывать, что любому составу руководства Грузии придется решать те же экономические проблемы страны, которые и привели к нынешнему политическому кризису. Никакие демократические ценности не смогут заменить людям доступность к вполне определенным материальным благам. А перспективы экономического развития этой страны по-прежнему имеют довольно туманные очертания. Любые предвыборные обещания на экономическую тему будут носить исключительно популистский характер. Поэтому элемент, дестабилизирующий грузинское общество, будет сохраняться и впредь. Усугублять его будут как высокие мировые цены на энергоносители, так и рост дороговизны на продовольственном рынке за счет инфляции, импортируемой вместе с товарами из стран - основных партнеров по внешнеэкономическим связям. Но следование прозападному политическому курсу еще не означает автоматической преемственности в достигнутых ранее договоренностях в экономической сфере.
А это обстоятельство совсем не безразлично руководству нашей страны, которое должно отрудничать с любой легитимной властью Грузии. И здесь на передний план выдвигаются такие критерии, как стабильность, прогнозируемость, преемственность и последовательность ее действий в проведении ранее намеченного экономического курса. Для решения стоящих перед Грузией экономических проблем руководство этой страны, по большому счету, будет обладать достаточно ограниченным набором средств. Было бы нежелательно, чтобы оно воспользовалась положением этого государства как транзитной территории. Пересмотр тарифной политики в различных проектах позволит достаточно быстро пополнить бюджет Грузии. Это даст возможность выполнить некоторые из популистских обещаний, которые щедро будут розданы во время предвыборной кампании. А объяснений такому пересмотру тарифов может быть найдено сколько угодно много, вплоть до падения курса доллара США по отношению к другим ведущим валютам мира.
Такой вариант развития событий может привести к тому, что поддержание конкурентоспособности Транскавказского транзитного коридора будет переложено на плечи нашей республики как более состоявшегося в экономическом отношении партнера. Как результат, наша страна будет вынуждена держать неоправданно низкий тариф или компенсировать «потери» грузинской стороны невысокими ценами на поставки энергоносителей. Примером могут служить поставки природного газа, низкие цены на которые выправляют топливно-энергетический баланс соседнего государства. Можно с определенной долей уверенности говорить, что стабилизация политического режима в Грузии, являющаяся предметом озабоченности многих стран, должна быть проспонсирована с экономической точки зрения. Кто примет на себя основное бремя расходов, покажет время.
Вне всякого сомнения, политический кризис в Грузии сыграл на руку российской стороне. Он в определенной степени дискредитировал предлагаемый Россией альтернативный маршрут транспортировки энергоносителей. И даже в случае реализации таких проектов, как Nabucco или Одесса-Броды-Плоцк нестабильность положения в Грузии повысит стоимость привлекаемых заемных средств. Такова будет плата за риск кредитных учреждений и распространяться она будет не только на нефтегазовые проекты.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции