Спасут ли рынок дополнительные объёмы нефти?
18 ноября текущего года в столице Саудовской Аравии Эр-Риаде завершился саммит глав государств-членов организации ОПЕК.
Как известно, эта организация (Organization of the Petroleum Exporting Countries OPEC), образована была на совещании в Багдаде в 1960 году и на сегодняшний день объединяет 13 стран - крупных экспортёров нефти. Цель, которую она призвана была решать – это координация действий нефтедобывающих стран для обеспечения справедливой цены на нефть и стабильных поставок её потребителям. Следует отметить, что рычаги для достижения поставленной цели у ОПЕК имеются, поскольку входящие в организацию страны в сумме контролируют до 40% мировой торговли нефтью.
Но, несмотря на 47-летнюю историю этой организации, саммит глав государств собрался лишь в третий раз. Но и это обстоятельство не стало препятствием для того, чтобы лидер Ливийской революции Муаммар Каддафи отказался от поездки в Эр-Риад. В отличие от 12 других участников саммита, у него слишком натянутые личные отношения с королем Саудовской Аравии Абдуллой II. Рабочие встречи представителей государств-членов ОПЕК проводятся значительно чаще, но, как правило, на уровне министров профильных ведомств.
С этим саммитом многие эксперты связали надежду о возможном принятии решения его участниками об увеличении квот на добычу нефти, что в свою очередь повлияло бы на снижение уровня цен на неё на торговых площадках мира. Несмотря на оказанное, как отмечают многие обозреватели, беспрецедентное политическое давление на лидеров стран-участников встречи со стороны в первую очередь США и её союзников, ожидаемого всеми решения принято не было. Более того, президенты Венесуэлы и Ирана использовали саммит в качестве трибуны для высказывания своих антиамериканских взглядов. Правда, в итоговой декларации они отражены не были. В ней ничего не сказано о необходимости увеличения поставок нефти, равно как и о «слабом» долларе США, к которому привязано ценообразование в ОПЕК. А просто указывается на необходимость продолжения процесса координации действий с братскими странами-экспортёрами нефти и приверженность своим обязательствам по своевременной и адекватной её поставки на мировые рынки. Также отражены вопросы охраны окружающей среды и сотрудничества с развивающимися странами. Что же касается квотирования объёмов добычи нефти, то возможность их пересмотра будут рассматривать на декабрьской встрече министров стран – ОПЕК в Абу-Даби.
Тем временем вопрос о том, какие объёмы поставок нефти на мировые рынки являются «адекватными» спросу, продолжает оставаться актуальным. Как видим, никакой проблемы дефицита нефти на мировом рынке не наблюдается, и спрос по-прежнему удовлетворяется предложением. Таким образом, никаких фундаментальных причин для произошедшего с начала этого года 60% роста цен на нефть просто не существует. А какова доля спекулятивной составляющей цены на нефть не берётся предсказать ни один биржевой аналитик. Налицо кризис классической экономической модели, заключающейся в том, что «спрос определяет предложение». И, похоже, что в условиях, когда, по мнению многих обозревателей, проявляются некоторые признаки рецессии в экономике США, основные игроки на рынке поставок нефти не спешат наращивать объёмы её добычи. Тем более что в 2008-2010 гг. намечается рост поставок нефти независимыми производителями, к которым относится и наша республика.
На этом фоне все очевидней становится зависимость между политикой «слабого» доллара, проводимой Федеральной резервной системой США и ценами на нефть. Кризис ипотечного кредитования в США и решение вызванной им проблемы ликвидности привело к печатанию большего количества ничем не подкрепленных долларов, и как следствие их обесцениванию. Несмотря на то, что цена «корзины ОПЕК» 21 ноября преодолела барьер 90 долларов за баррель, она остаётся ниже, чем в 80-х годах прошлого века. С поправкой на инфляцию за эти годы цена на неё должна находиться на уровне $104 за баррель. Всё чаще раздаются голоса даже в странах Персидского залива в пользу отказа от привязки курса национальных валют к доллару США. А Иран уже давно продаёт свою нефть исключительно за евро.
Снижение курса доллара США по отношению к другим ведущим мировым валютам привело к росту спроса со стороны различных инвестиционных фондов не только на ценные бумаги, а и на товары, и в первую очередь нефть, золото, пшеницу и др., фьючерсные контракты на них приобретаются не с целью потребления, а перепродажи. Совершено ясно, что если Федеральная резервная система США в очередной раз снизит ставку рефинансирования, то это приведёт только к дальнейшему росту цен на товарных биржах. Многое в этом случае будет зависеть и от того, когда сдадут нервы у биржевых спекулянтов.
Наша страна во многом стала заложницей складывающейся на мировых биржах ситуации. Ведь мы не только экспортируем нефть за все «худеющий» на глазах доллар США, но и импортируем все связанные с этим негативные последствия, отсюда и инфляция, рост цен…
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции