Эльдар Ибрагимов: «У Гейдара Алиева была редкая черта: лгать ему было невозможно»
Прошло 4 года со дня кончины общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева.
Сегодня все азербайджанцы сожалеют о том, что среди нас нет бесспорного основателя Азербайджанского государства, и в то же время испытывают чувство гордости от того, что в течение 30 лет Азербайджаном руководил такой незаурядный государственный деятель, как Гейдар Алиев. Присущие ему качества политика и человека снискали ему симпатии не только в Азербайджане, но и во многих других странах мира. Предлагаем вниманию читателей воспоминания о Г.Алиеве председателя комиссии Милли меджлиса Эльдара Ибрагимова, которому пришлось длительное время работать с ним.
- У Гейдара Алиева была редкая черта: лгать ему было невозможно. Мне кажется, это и составляло основу его управленческих способностей. Все должностные лица опасались давать ему недостоверную информацию. Кроме того, он был человеком чрезвычайно грозным, имел свойство внушать почтительный трепет, и поэтому находиться с ним лицом к лицу было нелегким испытанием. Еще в бытность первым секретарем ЦК он мог одним взглядом сместить с поста районного секретаря.
Его часто изображали человеком тяжелого характера, но я как человек, очень близко общавшийся с ним с 1990-го по 2003 годы, могу сказать, что знал его как человека искреннего и доброжелательного. Я всегда обращался с ним как с близким человеком, - он сам создал между нами такую атмосферу. При всей своей строгости он был по натуре мягок и человечен. За многие годы он ни разу не сделал мне замечания – полагаю, оттого, что я не допускал серьезных ошибок. Все эти годы он называл меня другом и братом. В самые трудные моменты моей жизни он трижды позвонил мне, приободрил меня, разделил мои горести, заверил, что всегда будет рядом со мной. Можно ли забыть эти слова такого человека?
Поразительной чертой Гейдара Алиева была его цепкая память: нередко он изумлял окружающих тем, что заговаривал с встреченными в поездках людьми как со старыми знакомыми. Я несколько раз бывал очевидцем таких бесед. Как-то он заговорил со мной о моем отце и сказал, что хорошо знал его, что это был человек словоохотливый. Я потерял отца еще в раннем детстве, но старшие изображали его именно таким. Гейдар Алиев сказал, что был у нас дома. И тогда я припомнил, что как-то раз, когда я был еще ребенком, к нам пришел высокий парень. На мой вопрос, не он ли это был, Гейдар Алиев лишь улыбнулся. В то время он как работник органов госбезопасности ездил по селам. Ему была присуща способность запоминать с первого раза лица, имена, события.
Заметив, что я не хожу на заседания Верховного меджлиса и Кабинета министров Нахчывана, Гейдар Алиев спросил меня о причине. Когда я сказал, что должность моя не так велика и поэтому меня никто туда не зовет, он ответил: ты азербайджанский депутат и выше всех тут по званию. С тех пор меня постоянно звали на заседания, и я участвовал в них. Я убедился, как высоко Гейдар Алиев ценит звание депутата, а это проистекало от уважения к избирателям, к народу. Хорошо помню, как Гейдар Алиев был единогласно избран председателем Верховного меджлиса, но не соглашался занять этот пост. Только когда я сказал: Гейдар Алиевич, весь народ требует только вас, вы не вправе идти против народа, - тогда он согласился. Весь Азербайджан должен помнить и благодарить Гейдара Алиева за то, что он уберег Нахчыван от оккупации.
Мне дважды пришлось сопровождать Гейдара Алиева в зарубежных визитах. Визит в Китай проходил в обстановке некоторого охлаждения из-за того, что незадолго до этого Абульфаз Эльчибей заявил о поднятии флага над Великой китайской стеной. И, тем не менее, на моих глазах Гейдар Алиев так «разобрался» и с президентом, и с премьер-министром Поднебесной, что между двумя странами были подписаны важные договоры. Ему было свойственно перемежать шутками беседы с иностранцами. Во время визита в Пакистан в 1996 г. я сопровождал Гейдара Алиева в качестве главы рабочей группы по межпарламентским связям между двумя странами. На его переговоры с президентом явились все послы, они говорили нам: как вам повезло с президентом. Другие даже по бумаге выступали не без труда, а Гейдар Алиев всегда выступал своими словами, без написанного заранее текста. Ни разу я не видел случая, чтобы на официальных встречах кто-то смог превзойти Гейдара Алиева в дипломатическом поединке. К тому же его феноменальная память неизменно восхищала зарубежных партнеров – я не раз бывал тому свидетелем.
Гейдару Алиеву свойственно было проявлять уважение к видным представителям интеллигенции и другим известным людям. Это была личность эпохального масштаба, с его именем связаны не только возникновение Азербайджанского государства, но и формирование национального государственного мышления как такового. Уверен, что значение личности Гейдара Алиева со временем предстанет еще яснее, а его наследие будет всегда внимательно изучаться.
N.I, 1news.az