Cредняя Азия не торопится обеспечить энергобезопасность Евросоюза
20 декабря уходящего года в Москве было официально задокументировано достигнутое в ходе майского визита президента России В. Путина в Казахстан и Туркменистан принципиальное соглашение о прокладке Транскаспийского газопровода вдоль восточного побережья Каспийского моря.
Теперь соглашение о строительстве газопровода подписали министры энергетики трех стран – России, Казахстана и Туркменистана - в присутствии президентов В. Путина и находящегося с рабочим визитом в Москве Н. Назарбаева. Делегацию Туркменистана на процедуре подписания соглашения представлял исполнительный директор Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте страны Байраммурад Мурадов.
В соответствии с подписанным соглашением создаётся компания-оператор по строительству и эксплуатации Транскаспийского газопровода. Пакет акций в этой компании распределён таким образом, что туркменская сторона выступает в качестве миноритарного акционера, а оставшаяся доля поделена между казахстанским и российским участниками проекта поровну. К концу 2008 года компании «Газпром», «КазМунайГаз» и «Туркменгаз» должны согласовать все необходимые детали проекта, а само строительство газопровода завершить в 2010 году. Для этого необходимо проложить трубопровод, 360 км которого пройдет по территории Туркменистана, 150 км – Казахстана и несколько десятков километров на российском участке, где необходимо произвести расшивку на узлах с целью подключения его к системе газопроводов «Средняя Азия – Центр» (САЦ). Причём строительство трубопровода по своей территории каждая из сторон будет финансировать самостоятельно. Стоимость же проекта в целом оценивается порядка $ 1млрд.
Кроме того, уполномоченные по реализации проекта компании – «Газпром», «КазМунайГаз», «Туркменгаз» должны подписать дополнительное к основному соглашение о синхронизации планов добычи газа с развитием газотранспортных мощностей системы. Программа максимум предусматривает на I этапе доведение объёмов прокачиваемого по Транскаспийскому газопроводу газа до 20 млрд. кубических метров в год. Таким образом, российская сторона обязуется закупить эти объёмы газа, а туркменская и казахстанская подавать в трубопровод по 10 млрд. кубических метров газа в год каждая. Действие соглашения предусматривается сроком на 25 лет, с возможностью последующего его ежегодного продления. При необходимости транспортные мощности Транскаспийского газопровода могут быть в короткие сроки доведены до 30-40 млрд. кубических метров.
Строительство нового газопровода будет осуществляться в том же коридоре, где проходит проложенная ещё в советское время III ветка САЦ. По ней в настоящее время худо-бедно осуществляется поставка в Россию порядка 4-х млрд. кубометров попутного нефтяного газа. Идея прокладка Транскаспийского газопровода не нова. Начиная с 2001 года, её активно лоббировал ныне покойный президент Туркменистана Туркменбаши. С его прокладкой он связывал приход инвесторов в туркменский сектор Каспийского моря, ведь отсутствие инфраструктуры транспортировки, в первую очередь природного газа, сдерживало их. Кроме того, с прокладкой этого газопровода туркменская сторона увязывала выполнение своих обязательств по увеличению поставок газа в Россию до 80-90 млрд. кубических метров в год. Теперь же с началом реализации проекта у некоторых специалистов возникают сомнения о достаточности ресурсной базы для строительства газопровода такой мощности. Ведь для выполнения всех своих экспортных обязательств перед Россией, Китаем и Ираном Туркменистану необходимо удвоить объёмы добываемого ныне природного газа к 2010 году до 120 млрд. кубических метров, а Казахстану в полтора раза – довести до 45 млрд. кубических метров. Как показывает жизнь - радужные планы и обещания почти всегда опережают реальные возможности.
По необъяснимым причинам многие обозреватели в нашей республике сокрушаются по поводу того, что подписанное в Москве соглашение нанесло удар по осуществлению проекта Nabucco или, по крайней мере, серьёзно сдвинуло сроки его возможной реализации. Хочется спросить: «А разве наша страна является инициатором его создания или входит в состав участников этого проекта?». Даже на официальном уровне президент И. Алиев не раз отмечал, что Азербайджан не будет инициатором осуществления прокладки Транскаспийского газопровода по дну моря. Но если кто-то пожелает реализовать такой проект, то готов вести конструктивные переговоры по прокладке его по территории нашей республики. Поэтому московское соглашение – это больше неудача США и Евросоюза, нежели наша. У нас хватает проблем с реализацией природного газа, добываемого в нашей республике.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции