Гоча Гварамия: «Если турецко-армянский союз состоится, то из Армении русским придется уходить»
«Параллельно российско-грузинскому конфликту актуализировался и вопрос перспективы армяно-турецких отношений, которые оценивают как «идущие к потеплению». Но у обеих сторон внутри стран есть такие проблемы, как националистические политические силы. В Армении - дашнаки, в Турции - Националистическая партия», - пишет независимый грузинский эксперт Гоча Гварамия.
Однако Гварамия уверен, что проблемы непреодолимы. Он напоминает, что «в Армении дашнаки были созданы российскими спецслужбами на случай самостоятельного (без поддержки других стран) ухода Армении от российской политики и их влияния, с учетом сближения с Грузией, а через нее - с Западом и США, где многочисленное армянское лобби».
Что касается националистов Турции, то «они могут и не противиться политике сближения с Арменией, если она перестанет требовать признания геноцида».
Грузинский эксперт раскрывает также свой взгляд на мотивы Турции. «Турция все-таки привязана к НАТО, и при вступлении Грузии в НАТО не захочет даже частично терять роль регионального лидера. Поэтому, если Турция добьется потепления отношений с Арменией с учетом отказа последней от требования признать геноцид, то России в Армении уже нечего будет делать.
Не исключено, что, учитывая нынешние настроения российских военных, Россия, возможно, даже спровоцирует вооруженный конфликт в Армении. Достаточно вспомнить публичный расстрел прозападных депутатов в парламенте Армении. Но тут, с учетом турецко-армянских интересов, немаловажен и другой фактор - российский. Если Турция убедится, что она полностью теряет доминирующую роль в регионе, то этот возможный турецко-армянский союз может использоваться против интересов США в угоду России.
Учитывая вышесказанное, эксперт приходит к выводу, что «вопрос армяно-турецкого сближения весьма серьезный и шансы имеет больше, чем когда-либо. Турция это хорошо понимает, и, активизируя свою внешнюю политику, добивается максимального сохранения своего статуса в этом регионе. Если турецко-армянский союз состоится, то тогда с учетом того, что из Армении русским тоже придется уходить, Иран практически потеряет единственный «армянский коридор» и останется в территориальной блокаде.
При таком стечении обстоятельств Иран, взамен на предоставление коридора для энергоносителей, вынужден будет уступить позиции в своей ядерной программе. Учитывая вышесказанное, ситуация скорее всего будет развиваться не в угоду России.
Этим Россия окончательно потеряет влияние на Ближнем Востоке, после чего урегулирование всех ближневосточных конфликтов, разумеется, без участия России, становится реальностью».
Нармин Баширзаде