Леонид Радзиховский: «Азербайджан - это богатая невеста, которая должна быть очень осторожной»
Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом Леонидом Радзиховским
- Россия стремится легализовать признание мятежных грузинских автономий -Абхазии и Южной Осетии и в частности наладить дипломатические отношения с Сухуми и Цхинвалом. Но Россия обосновала вторжение в Грузию тем, что большинство населения Южной Осетии - граждане России, и 58-я армия пришла им на выручку. В таком случае, что будет делать российское посольство в регионе, где живут одни российские граждане. Это похоже на дипмиссию России, скажем, в Омской области…
- Действительно, сложилась непонятная парадоксальная ситуация, и Россия ее создала давно, когда раздала почти всем жителям Абхазии и Южной Осетии российские паспорта. Если раньше было так, что территория считается грузинской, а граждане российские, то теперь ничуть не лучше. Потому что территория считается независимой, а граждане - России, которые, между прочим, получают пенсии, пособия из РФ и т.д. Это совершенно фальшивая ненормальная ситуация, которую, так или иначе, России придется распутывать. Долго этот двойной стандарт продолжаться не может. Распутывание может быть в двух случаях: или там напечатают свои паспорта и они станут гражданами своих стран, или они будут вынуждены вступать в состав России. Но вступление в состав России - это крайне невыгодный вариант для Москвы, так как это будет означать, что с этого момента у России не будет общепризнанных государственных границ. Если представить, что, как заявил южноосетинский лидер Эдуард Кокойты, Южная Осетия вступит в состав РФ и объединится с Северной Осетией, то, что тогда будет считаться границей России? С точки зрения России, это будет административная граница Южной Осетии, а с точки зрения практически всего мира, который не признает отделение Южной Осетии, это будет государственная граница Грузии. Пусть на малом участке, но все же граница России будет неопределенной, а это крайне опасная для нее ситуация. И это ни в какой степени не окупается удовольствием от присоединения Южной Осетии. Что касается Абхазии, то ее руководство твердо заявило, что она вступать в состав России не будет. Но в этом случае необходимо сделать свои паспорта и прекратить историю с тотальным двойным гражданством. Двойное гражданство - дело возможное в современном мире, но когда все население является гражданами другой страны и при этом не имеет своих паспортов, то получается полная ерунда и ни о каком государстве в данном случае говорить не приходится. Руководство Абхазии должно при помощи России разобраться в ситуации, провести свою паспортизацию.
- Насколько грузино-российский конфликт может повлиять на другие межнациональные конфликты на постсоветском пространстве, в частности, на решение Карабахской проблемы?
- Что касается Нагорного Карабаха, то пока трудно сказать, как это дело повернется. С одной стороны, никто не заинтересован в обострении Карабахского вопроса, потому что обострение проблемы означает возобновление войны. В этом никто не заинтересован. С другой стороны, Кавказ и Каспий - слишком богатые нефтяные регионы, лакомые куски для многих стран: России, США, Ирана и для многих других игроков. И они не прочь попытаться воспользоваться этой миной замедленного действия. На данный момент Россия не заинтересована в войне на Кавказе. Только что удалось снять значительную часть неприятных последствий от российско-грузинской войны, и если сейчас разгорится новая война, то трудно себе представить, что Россия в политической, дипломатической плоскости останется в стороне от этого процесса. Практически это наверняка означает новый виток конфронтации с Западом. Но стратегически на Каспии слишком много нефти, чтобы сильным игрокам в регионе не пришла в голову идея обострить ситуацию.
- В Гаагском суде идет процесс по иску Грузии в отношении России. Если суд примет сторону Грузии, окажет ли это какое-либо воздействие на Россию?
- На вынесение решения Гаагским судом пройдут недели. Решение Гаагского суда, в отличие от Страсбургского, не будет иметь обязательной юридической силы для России. Тем не менее, если Гаагский суд признает факты геноцида грузин в Южной Осетии и Абхазии, то есть осуществлении этнических чисток, массового изгнания грузинского населения, то, конечно, это будет крайне неприятное для России решение. А как на нее отреагирует Россия, это совершенно понятно - резкими политическими демаршами, усилением информационной войны против Запада и все. Никакой другой реакции не будет.
- Многие на Западе выдвигают версию, что очередной жертвой России будет Украина.
- Повторения грузинской истории в Украине не будет. Что касается вступления Украины в НАТО, то этот вопрос упирается в острейший политический кризис внутри Украины. Юлия Тимошенко, которая была самым ярым сторонником интеграции в ЕС и НАТО, противником России, развернулась ровно на 180 градусов и сегодня является сторонником России и главным противником Виктора Ющенко и вступления Украины в НАТО. Поэтому проблема вступления Украины в НАТО стала вопросом внутриполитической борьбы. Понятно, что эта борьба не с неба упала, такой разворот Тимошенко произошел не под влиянием погодных условий. Видимо, она вошла в очень близкие контакты с российскими политиками, госучреждениями, с какими конкретно, судить не берусь.
Тимошенко, Янукович и поддерживающие их политические силы, избиратели, а таких избирателей в Украине не меньше половины, - категорические противники вступления в НАТО. Ющенко и поддерживающие его силы в Украине и США - решительные сторонники вступления Украины в НАТО, то есть очень сложный внутриполитический конфликт, к которому самое прямое отношение имеют внешние силы: США и Россия, и в меньшей степени Евросоюз. Внутри ЕС также есть различные подходы. Страны Восточной Европы – Польша, государства Балтии выступают за скорейшее вступление Украины в НАТО, а государства старой Европы проявляют осторожность в этом вопросе. Получается очень тяжелый внешний и внутренний конфликт. Вряд ли Украина в ближайшее время примет для себя однозначное решение. Даже если Украина примет решение о вступлении в НАТО, то в скором времени это не произойдет. Никакого раскола на два государства Украине не грозит, но сложно сказать, как будут складываться дальнейшие отношения с ЕС и НАТО.
- Пятидневная война привела к остановке экспорта нефти и газа через грузинскую территорию на западные рынки. Насколько России удалось показать Западу уязвимость с точки зрения безопасности экспортных систем в обход России?
- В российской внешней политике соединяется много разных моментов: есть чисто личные амбиции, желание показать мускулы, есть антиамериканизм, который имеет огромное значение для российского общества – делать все назло, против Америки. Но есть и трезвый расчет, который свидетельствует о том, что Россия, как и Азербайджан, страна нефти и газа, хотя у России огромные запасы энергоресурсов, но, как известно, много никогда не бывает, всегда – мало. И, конечно, Россия мечтает контролировать если не добычу, то хотя бы транспортировку нефти и газа на территории бывшего СССР, а это Азербайджан, Туркмения и страны центральной Азии. Как этого добиться, Россия не знает. Поэтому работает комбинация «кнута» и «пряника». Есть «пряник» в виде предложении России купить весь азербайджанский газ по мировым ценам. Есть у России в запасе «кнут», но применить его в ближайшее время Москва не решится. Потому что слишком большой скандал получился с южноосетинской историей, на грани разрыва были отношения с ЕС. А разрыв отношений с Европой будет очень дорого стоить, обернется колоссальными проблемами и внутриполитическими потрясениями. Поэтому на такой ход в отношении Азербайджана Россия не пойдет. Для США и Европы Азербайджан имеет в тысячу раз большее значение, чем Грузия. В конце концов, Грузия для США не более чем ворота в Азербайджан. В Грузии нет нефти, газа, а есть только сомнительного качества демократия. Демократия американцев, как и русских, мало волнует, а вот энергоресурсы волнуют всех.
Азербайджан - это богатая невеста, которая должна быть очень осторожной, так как вокруг нее скопилось много женихов, и каждый стремится заполучить приданое.
Думаю, что пока руководство Азербайджана довольно умело лавирует между этими игроками. С одной стороны, никто не отказывается от строительства газопровода «Набукко», с другой, - не отклонено предложение России. То есть ситуация для Азербайджана опасная, но и в то же время выгодная, можно набивать себе цену с той и другой стороны. Но это зависит от ловкости политического руководства, умения все просчитать. То, что Россия крайне заинтересована в Каспийском и Среднеазиатском регионах, ни у кого не должно вызывать малейших сомнений. Так же очевидно, что США сделают все, что бы эти регионы Россия не получила. Но это не означает, что обязательно будет лобовое, в том числе военное столкновение между США и Россией. Вовсе нет. Будет вестись постоянная изматывающая, тяжелая политическая борьба, которая составляет содержание нормальной политической жизни. Азербайджан должен воспользоваться выгодой этой ситуации, и брать максимальную цену. Обезопасить себя на все 100% вряд ли получится. Хотя азербайджанское руководство взяло курс на сближение с НАТО, что в определенной степени гарантирует безопасность. Но если будут сделаны резкие движения в этом направлении, то может произойти дестабилизация ситуации в Карабахском конфликте, и в других вопросах. Игра тут рискованная. Ставки-то огромные.
Д.Н.