Рашад Рзакулиев: «В лице России США получили противника, действующего их же методами и не менее ухищренно»
Эксклюзивное интервью 1news.az с президентом Фонда социальных разработок (ФСИ), соучредителем Национального экспертного совета Азербайджана Рашадом Рзакулиевым
- Насколько серьезны и долгосрочны изменения, произошедшие на Южном Кавказе после российской войсковой операции в Грузии, и последовавшего объявления о независимости Южной Осетии и Абхазии?
- Процесс перестройки всей политической архитектоники региона прогнозировался давно. В международную экспертную сеть еще в 2003 году был запущен доклад интеллектуальной корпорацииRAND«Контуры конфликта в Средней Азии и на Южном Кавказе». Один из наиболее возможных сценариев предусматривал формат «российской интервенции и, возможно, аннексии северной части Грузии» в 2009-2015 годах. Другой американский исследовательский центр -HeritageFoundationуже в марте 2006 года опубликовал аналитический материал: «Не допустить российско-грузинской военной конфронтации» (PreventingaRussian-GeorgianMilitaryConfrontation), в котором указывалось на возможность начала войны именно в Южной Осетии.
К сожалению, запущенный процесс конфронтационной перекройки пространства Южного Кавказа необратим и имеет перспективу разрастания. Хотя бы по той причине, что геополитический глобус вновь прорезали линии разлома, которые и будут зонами настоящих и будущих катаклизмов
- Что потеряли и приобрели Грузия и Россия по итогам военного противостояния?
- Если позволите, я не стану со скрупулезностью бухгалтера высчитывать приобретения и потери этой военно-политической кампании. Сложно сравнивать приобретения и потери двух несопоставимых по геополитической валентности государств. По большому счету, Грузия – или невольная, или добровольная, но в любом случае – жертва. Жертва столкновения интересов Соединенных Штатов и Российской Федерации. И, как свидетельствует мировая история, жертва обречена на потери по определению.
Что касается России… Россия, вопреки многим недальновидным предсказаниям о ее прогрессирующей деградации, вновь обрела экономическую, военную и дипломатическую мощь. Спустя два десятилетия Россия вновь становится одним из серьезных геополитических центров планеты. Как показали последние события, Россия не намерена довольствоваться формальной интеграцией в клуб западных демократий, поскольку считает, что вправе претендовать на особое положение в мире, аналогичное положению США и Китая. И если она пока еще не стремится к вмешательству в дела далеких регионов, то все уверенней претендует на обретение реального, а иногда и доминирующего влияния в тех зонах неподалеку от ее границ, которые она считает сферой своих жизненных интересов. И эти интересы все чаще сталкиваются с интересами США. Чем это закончилось в случае с Грузией, всем известно
Конфликт между США и Россией предопределен хотя бы тем фактом, что американцы в последнее время предпочитали опираться на собственную мощь, а не на равновесие сил с другими великими державами. Задавая своей агрессивной экспансионистской политикой тон всей международной политике последнего десятилетия, США получили противника, действующего его же методами и не менее ухищренно. В этом нет ничего удивительного. Ясно одно – прямого военного противостояния США и России не предвидится, компромисс между ними рано или поздно будет достигнут. К сожалению, Грузии от этого легче не станет.
- Насколько адекватной была реакция руководства Азербайджана на августовские события в Грузии?
- Азербайджан мудро дистанцировался от конфронтационного вектора событий. Президент страны Ильхам Алиев недвусмысленно заявил о том, что и Грузия, и Россия – друзья Азербайджана, и конфликт между этими странами – большая проблема и для нас, и для всего региона в целом.
Бездарная военная кампания правительства Михаила Саакашвили и так поставила Азербайджан и Турцию в достаточно сложное положение в контексте реализации крупных геоэкономических проектов по формированию международных энергетических и транспортных коридоров.
Вместо того что бы дождаться результатов этой кропотливой и важной для каждой из наших стран работы, а уже потом совместными усилиями добиться восстановления территориальной целостности, Грузия решила действовать в этом вопросе в одиночку. Жаль…
- Активизация Турции на Южном Кавказе, в частности в вопросе решения Карабахского конфликта, – инициатива официальной Анкары или же чья-то подсказка извне (Россия, США, Европа)?
- Турецкая дипломатия блестяще проявила себя в момент обострения ситуации в регионе. Оперативно среагировав на изменения политического климата в регионе, Турция добилась стратегического усиления своего статуса, выступив буфером во взаимоотношениях между Россией и США.
Турция не раз доказывала, что имеет амбиции и силы для проведения собственного независимого внешнеполитического курса. Я склонен полагать, что инициатива Анкары в той или иной мере встретила понимание и Москвы, и Вашингтона. Своей деятельностью Турция оказывает сторонам противостояния неоценимую услугу.
- Насколько серьезно можно воспринимать попытки Турции втиснуться в ряды главных «переговорщиков» Минской группы ОБСЕ, и насколько она является серьезным политическим игроком в регионе на фоне Запада и России?
- Время покажет…. Хотя все предпосылки активного участия Турции в процессе урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта налицо. Всем ясно, что процесс дезинтеграции региона Южного Кавказа изменил веками сложившуюся инфраструктуру региона. Разрыв отношений с Грузией привел к пространственно-географическому отрыву России от его союзника – государства-паразита Армении. Как жить паразиту в ситуации почти полной изоляции? Альтернативы сближению с Турцией у Армении сегодня нет. Со всеми вытекающими последствиями. Армения вынуждена разбираться с проблемой так называемого «армянского геноцида» и вопросом прекращения оккупации исконных территорий Азербайджана.
- Вы считаете, что именно сложившаяся ситуация вынуждает президента Армении Сержа Саркисяна предлагать Азербайджану вкладывать инвестиции в Нагорный Карабах? Насколько серьезно это предложение?
- Это первый шаг, пусть и не самый удачный…. Если бы эта идея не была озвучена главой армянского государства, ее можно было бы принять за глупую ерническую шутку в стиле «армянского радио». Как было бы абсурдно, если бы в период Второй мировой войны наступающая на СССР Германия требовала бы от Кремля инвестиций на восстановление Брестской крепости или, к примеру, на совершенствование птицеводческого хозяйства оккупированной нацистами Белоруссии с надеждой, что территории когда-нибудь, «по просьбам трудящихся», вновь отойдут Советскому Союзу. Полный сюр…
- При этом я верю в исправление г-на Саркисяна и уверен, что последующие предложения будут более реальными и эффективными. Голод – не тетка… Мы с нетерпением будем ждать добровольно-принудительного вывода армянского экспедиционного корпуса из нагорной части Карабаха и земель, прилегающих к нему.
- Сможет ли Азербайджан и далее вести эффективную сбалансированную внешнюю политику или определенные корректировки внешнеполитического курса все-таки необходимы?
- Внешнеполитический курс Азербайджана, основанный на концепте «геополитического плюрализма», динамично и последовательно реализуемый президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, дает серьезные позитивные результаты в наше неспокойное время. И нет никаких сомнений в том, что его дальнейшая реализация будет способствовать не только социально-экономическому процветанию Азербайджана, но и восстановлению территориальной целостности страны.
Ризван Гусейнов