Непростые времена
Вот уже около года на фондовых рынках всего мира царят «бычьи» настроения, когда акции компаний теряют в цене. Кризис начался в 2007 году в США на рынке финансовых инструментов, обеспеченных ипотекой. Он стал возможным из-за быстрого роста невозвратов по кредитам, выданным под залог недвижимости.
Как следствие, облигации, обеспеченные ипотекой, стали обесцениваться. Банки и инвестфонды начали списывать со своих балансов бумаги, которые еще недавно считались сверхнадежными. Объем списанных активов достиг астрономических сумм в сотни миллиардов долларов США. Во всем мире начались проблемы с ликвидностью, потребовавшие финансовых вливаний от Центробанков.
Фундаментальные причины кризиса на американском фондовом рынке связаны со структурным крахом экономики США, которые были заложены в 80-е годы прошлого века, в так называемые времена «рейганомики». В особо бурную стадию он вошел при президенте США Билле Клинтоне, который стимулировал всех делать долги, с которыми невозможно разобраться до сих пор. Необходимость поддержания структурной диспропорции экономики требовала избыточной эмиссии долларов, которые выплескивались на финансовые рынки и приводили к их непропорциональному росту. В частности возникали фиктивные активы. «Фиктивные» в том смысле, что на них не было реального спроса. Образовались финансовые пузыри, которые лопались. Это было и раньше, в 1987 году (кризис фондовых рынков), и в 2001 году (крах «дот-комов»), и т.д.
Но эффект от падения рынка жилья будет более тяжело воспринят в первую очередь рядовыми американцами, чем все предыдущие пузыри, такие как интернетный или коллапс на рынке акций технологических компаний. Ведь жилье, в отличие от компьютеров, это та часть частной собственности, которая составляет основное благосостояние семьи. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов такой факт, что до 30% занятости в США связано с развитием жилищного сектора.
Проблема еще и заключается в том, чтобы кризис на фондовом рынке не перекинулся на экономику. А рецессия экономики США, похоже, не за горами. Ее провоцируют три силы, которые невозможно остановить. Это падение цен на жилье; цены на нефть; высокая стоимость кредитов. Эти удары станут серьезным потрясением для американских потребителей, уже обремененных долгами и сталкивающихся со снижением реальной заработной платы.
Большие надежды в администрации президента США Джорджа Буша возлагались на разработанный министром финансов Генри Полсоном план по выходу из кризиса. Он включает в себя беспрецедентные меры для стабилизации финансовых компаний проблемных активов, связанных с ипотекой, путем проведения аукционов. А после доработки – увеличение правительственных гарантий по вкладам со $ 100 тыс. до $ 250 тыс. Этот законопроект постигла трудная судьба, он то отклонялся, то принимался, кочуя из нижней палаты Конгресса США в верхнюю и обратно. В год, когда состоятся выборы не только в Белый дом, но и законодательные органы, конгрессмены с неохотой голосуют за законопроект, не пользующийся популярностью среди избирателей. Последние настроены явно против того, чтобы банкиров с Уолл-стрит спасали за счет их кошельков.
Тем временем реальному сектору экономики США становится хуже. В августе продажа новых домов в США достигла самого низкого за последние 17 лет уровня, а безработица самого высокого с 2001 года. Эксперты Morgan Stanley понизили прогноз роста ВВП США за III квартал до 0,5%.
Замедление темпов роста американской экономики, а за ней и мировой крайне не выгодно Азербайджану. Если кризис будет сопровождаться падением цен, то оно совпадет с пиком нефтедобычи в республике, а, следовательно, снижением доходов от ее продажи, относительно прогнозов. Низкие цены снизят привлекательность инвестиций в добычу нефти и отложат реализацию многих проектов из-за высокой стоимости кредитов.
Это может привести к снижению деловой активности в республике и переоценке многих активов в сторону понижения их капитализации. Приватизация многих объектов может не дать ожидаемых поступлений в бюджет. Возникнут проблемы с возвратом кредитов.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора