Тайбэй вооружается для интеграции с Пекином | 1news.az | Новости
Точка зрения

Тайбэй вооружается для интеграции с Пекином

19:48 - 08 / 10 / 2008
Тайбэй вооружается для интеграции с Пекином

Как и следовало ожидать, китайский МИД высказался днем в среду насчет предстоящей продажи Тайваню партии американских вооружений на 6,5 миллиарда долларов. И ничего удивительного здесь нет, ожидаемы были и основные тезисы протестов Пекина. А именно, что «действия США угрожают дальнейшему положительному развитию контактов между двумя странами и национальной безопасности КНР».

Было также понятно, что Пекин не ограничится словами и пойдет дальше. Поэтому накануне он заморозил существовавшие планы американо-китайского военного сотрудничества – под нож попали ожидавшиеся визиты военных делегаций, заходы боевых кораблей в порты, и двусторонние конференции на темы безопасности. Все это вместе напоминает скорее дипломатический ритуал, приличествующий случаю, чем серьезный скандал.

Но кое-что в нынешней истории действительно заслуживает некоторого внимания – детали, частности. Они скорее ставят вопросы насчет будущего американо-китайских отношений, чем дают на них ответы.

Начнем с того, что летом этого года возникла довольно странная история – когда глава Объединенного командования американскими вооруженными силами в тихоокеанской зоне адмирал Тимоти Китинг впервые сделал достоянием гласности факт приостановки поставок американских вооружений Тайваню. Китинг сказал, что это политика администрации, что ситуация выглядит так уже не первый месяц.

Как и любая вырванная из контекста цитата, эти слова адмирала выглядели весьма странно. В конце концов, в США существует Акт об отношениях с Тайванем от 1979 года, который не оспаривает самопровозглашенный характер этой территории – зато возлагает на администрацию обязанность поставлять острову вооружения. Собственно, все оборонные нужды Тайваня с самого 1949 года (конца гражданской войны в Китае, проигравшая сторона которой укрылась на Тайване) покрывались почти исключительно Штатами.

Далее, выступал адмирал Китинг на конференции консервативной «Херитидж фаундэйшн». Из чего можно было бы сделать вывод, что речь о своеобразном доносе консерваторам на их более либеральных собратьев. Это был бы не первый случай проявления постоянной борьбы внутри американской политической системы – если посмотреть на иранский или северокорейский сюжеты, то мы там видим постоянное перетягивание каната, осложняющее жизнь даже американским дипломатам. Одни – за жесткость, другие – за мягкость, а переговоры в итоге тормозятся.

Но взгляд на происходящее с прекрасного острова Тайвань показывает более сложную картину. Весной этого года Тайвань покончил с восьмилетним экспериментом правления Чэнь Шуйбяня – очень слабого, зато проамериканского, президента, который серьезно осложнил отношения острова с материком, поскольку постоянно грозил формальным провозглашением независимости и отдельности Тайваня от прочего Китая. Может быть, воцарение лидера демократов Чэня и не стоило бы называть очередной «цветной революцией» по образу и подобию Грузии, Украины или Сербии – но что-то похожее тут было налицо.

Новый президент Ма Инцзю, лидер традиционной для Тайваня партии Гоминьдан, пришел к власти под противоположными лозунгами – улучшения отношений с материком. То есть можно было бы говорить о конце всей длящейся с 1949 года эпохе, когда США старались использовать существование Тайваня как постоянную угрозу Китаю. Сегодня мы видим, что картина сложнее. Вашингтон понимает, что без Китая не решить проблемы Ирана и Северной Кореи, и вообще не решить никаких азиатских проблем. США и КНР медленно и постепенно переходят к партнерству, а Тайвань не столь уж и нужен.

Но это – упрощение ситуации. Что и доказал сам новый «прокитайский» лидер Тайваня.

Дело в том, что его приход к власти начался с тайваньского парламента, где Гоминьдан получил большинство еще до своей победы уже и на президентских выборах. И это именно гоминьдановцы Ма Инцзю блокировали в парламенте поставки американской партии вооружений на остров (не давали своей администрации на это денег, придравшись к второстепенным проблемам). В итоге оружие не досталось Чэнь Шуйбяню. Зато досталось Ма Инцзю. Который, кстати, заявил о «восьми годах» былых расхождений с США – интересная деталь.

Правда, получил Тайвань не все, что планировалось. Речь сначала шла об 11 миллиардах. А вышло только 6,5 миллиарда. На Тайвань поставят 20 пусковых установок и 182 ракеты «Джавелин», 32 ракеты «Гарпун», 330 ракет «Пэтриот», 30 вертолетов «Апаш». Но не поставят 60 вертолетов «Блэк хок», не будет пока запуска процесса по строительству дизельных подлодок, и не прилетят 60 истребителей F-16 C/D. То есть более серьезные и относительно более наступательные вооружения из списка исчезли.

Тут возникает вопрос – может быть, это и есть подтверждение, доказательство нового характера политики США в Восточной Азии? Но тут уже надо будет смотреть на действия новой американской администрации, какая бы она ни была.

А еще надо смотреть на события более близкие. Дело в том, что в ближайшее время – октябре-ноябре - ожидалась поездка в Китай Чэнь Юнлиня, главы ведомства, занимающегося на Тайване контактами с материком. Это должна была быть часть процесса интеграции Китая, который при президента Ма действительно двинулся вперед. И пока никто не заявлял об отмене визита. Хотя отложить его на месяц-другой могут.

То есть новый президент Тайваня планирует интеграцию (синоним сближения), а не капитуляцию. Интегрироваться ему спокойнее с новыми вооружениями – пусть даже список их выглядит не так воинственно, как мог бы. Но интегрироваться он будет. Новой администрации США в следующем году придется начать свою азиатскую политику, исходя из этой реальности.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
1921

Последние новости

Все новости

1news TV