Мягкая дипломатия Китая
За насыщенными сводками информационных сообщений о визите в Россию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао малозамеченной российской прессой осталась встреча главы китайского правительства с представителями «дружественной российской общественности».
Эта встреча состоялась еще до начала официальной программы китайского премьера в России – до торгово-экономического форума, до встреч с российскими премьером и президентом. Рано утром во вторник в «Президент-отеле» пообщаться с Вэнь Цзябао собрались немногим более десяти представителей самых различных сфер жизни. Среди званных на встречу были глава РСПП Александр Шохин, депутат Андрей Кокошин, видный китаист академик Сергей Тихвинский, бывшая спортсменка, а ныне депутат Светлана Хоркина, руководитель центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу, дипломаты и ученые.
Судя по моим беседам с организаторами встречи (по приглашению МИД Китая автору посчастливилось принять в ней участие), китайскому руководству было важно в очень неформальной по китайским понятиям обстановке понять и услышать голос представителей российской общественности. Как они настроены по отношению к Китаю? Что думают о перспективах развития двусторонних отношений? Какие проблемы считают актуальными?
Вэнь Цзябао, открывая встречу, специально подчеркнул, что какой-то определенной темы у нее нет. Он вспомнил о помощи, оказанной Россией Китаю по ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Сычуани, поблагодарил за нее и сказал, что неким контуром беседы мог бы стать тезис «Друзья навсегда».
Конечно, каждый говорил о том, что ему наиболее близко. Александр Шохин – о деловых проектах, Сергей Тихвинский – о необходимости упрочения народных контактов, Андрей Кокошин – о политическом и экономическом взаимодействии России и Китая, Светлана Хоркина – о молодежных обменах. Вэнь Цзябао стремился реагировать на каждое выступление, при этом все время стремясь найти поддержку своему тезису о дружественном характере отношений между нашими странами. «Китай и Россия – не конкуренты, а партнеры», - говорил он не один раз.
Новостей с этой встречи по сути не было. Ведь разве сравнится неторопливая беседа китайского премьера с «друзьями» его страны по важности с сообщением о строительстве нефтепровода в Китай!
На самом деле именно такие встречи в какой-то степени раскрывают методы современной китайской дипломатии: демонстрируемое дружелюбие, готовность обмениваться мнениями и, конечно, воздерживаться от ультиматумов и жесткой риторики.
Подобные встречи в стилистике современной агентской журналистики не имеют самостоятельной ценности, ведь на них не принимается прорывных решений и не обсуждаются стратегии. Но они могут позволить в какой-то степени понять то, как Китай готов строить отношения с окружающим миром
Проведение встреч с представителями «дружественной общественности» зарубежных стран в последние годы стало традицией для китайской дипломатии. Китайские лидеры пытаются в максимально возможной для их статуса неформальной обстановке пообщаться с «друзьями Китая», познакомиться с их мнениями и оценками, прямо или косвенно донести до них свою точку зрения по тем или иным вопросам.
Стремление подкрепить политические резоны искренней дружбой и добросердечием - отмечаемая очень многими наблюдателями характерная особенность китайской дипломатии. Конечно, не стоит обманываться – за этой деликатностью, безусловно, стоит абсолютный приоритет национальных интересов. Но при всем этом Китай демонстрирует готовность слушать, воспринимать другие точки зрения.
Западные СМИ активно комментируют эту черту китайской дипломатии. Как писала Los Angeles Times год назад, «у китайской дипломатии улыбки включены на полную мощность. Высшие руководители страны - председатель Ху Цзиньтао и премьер-министр Вэнь Цзябао - проводят за рубежами Китая гораздо больше времени, чем не только их предшественники, но и лидеры США».
Подобные встречи с иностранными экспертами, чем-то напоминающие «Валдайский клуб» в России, конечно, дают почву для размышления и самим экспертам. Но не менее важно и то, что руководство Китая получает возможность напрямую узнать то, что думает экспертное сообщество о тех или иных проблемах.
К примеру, на встрече в Москве некоторые из выступавших призвали задуматься о необходимости отказа от доллара в двусторонних расчетах, о необходимости совместных действий по трансформации мировой финансовой системы. Вэнь Цзябао ушел в сторону от одобрения или критики идеи, тем самым дав понять, что Китай пока не готов к столь радикальным решениям.
«Мягкость» китайской дипломатии, может быть, только поверхностна, но она привлекательна для ее партнеров. Как гласит одна из самых любимых фраз официального представителя МИД КНР, регулярно произносимая на еженедельных брифингах, «мы рассчитываем, что стороны смогут урегулировать разногласия (конфликт) к взаимному удовлетворению сторон». А если стороны будут довольны, то будет доволен и Китай.
Алексей Ефимов, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции