В ожидании ответов президента
Первое Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию очевидно будет нести существенные элементы новизны. Даже место для него поменяли: не 14-й корпус Кремля, что давно уже стало традицией, а Большой Кремлевский Дворец.
Изменено также время его оглашения – не февраль, март, апрель, май, как было в предыдущие годы, а 5 ноября. Но первое послание третьего президента России будет очевидно новым и по сути. Во всяком случае, более глобальным и масштабным по проблематике.
Главную тему Послания диктует мировой финансовый и экономический кризис. К сожалению, Россия к ним оказалась не очень готова. Прежде всего психологически – мы были уверены, что, наконец, вступили в эру процветания. Настроилась энергично развиваться, продвигаться вперед, рассчитывая на стремительно растущие доходы от продажи природных ресурсов. Настроилась выполнять амбициозные социальные, экономические и имиджевые программы, тянущие на сотни миллиардов рублей (в частности, Олимпиада, Сочи, как город-курорт мирового уровня, саммит АТЭС во Владивостоке). И это неплохо получалось – пока цена нефти далеко перешла рубеж 100 долларов за баррель. Но сегодня она снизилась практически в два раза.
Сегодня кризис в банковской системе уже давно перешел в другие сферы. Пошли проблемы с ипотекой. Очень трудно получить кредиты под строительство, а значит – серьезные проблемы ожидаются в строительном секторе. Фондовый рынок падает и падает. Уголь упал в цене. Впрочем, и все остальное тоже – одно за другим.
Конечно, подушка безопасности у нас достаточно прочная – денег государство скопило немало. Однако никто не знает, как долго все это будет продолжаться и когда, наконец, покажется дно.
Мы вступили в эпоху экономического спада, банкротств, увольнений, резкого роста безработицы. Также можно предположить значительное число неожиданных и малоприятных сюрпризов и проблем, над решением которых придется поломать голову. Например, миллионы гастарбайтеров из стран СНГ, которым Россия дала шанс заработать деньги, чтобы прокормить себя и свои семьи. Они вовсе не собираются возвращаться домой, где у них вообще нет никаких шансов. Чем займутся они в период спада экономической активности, когда лишатся работы?
Послание уже несколько раз откладывалось. Очевидно, активно шел поиск ответов на все эти непростые вопросы. Важно будет найти правильные слова. Не пугая, но, предупреждая, что сегодня всем надо потуже затянуть пояса.
Кстати, интересно, какое объяснение Дмитрий Анатольевич даст глубокому падению российского фондового рынка. Власть говорила, что кризис нас хоть и затронул, но в сравнении с многими другими все не так уж критично. Тогда отчего российские компании так беспрецедентно обесценились? Специалисты говорят, что в этом вина спекулянтов. Действительно, для кого-то кризис не беда, а мать родна. Потому что сегодня можно будет скупить активы за бесценок. Ведь через какое-то время все вернется на круги своя – только вот круг миллиардеров обновится. Так кто же все-таки играет первую скрипку в российской экономике – государство или спекулянты? Или государство поддерживает и одобряет это грядущее глобальное перераспределение собственности?
Очень важно, что кризис показал: модель либеральной рыночной экономики, активно пропагандировавшаяся ведущими западными странами, дала серьезный сбой. Как оказалось, рыночная экономика с сильным присутствием государства в смысле устойчивости оказалась предпочтительней системы, где главную скрипку играют интересы частных компаний (президенту США пришлось сильно извиняться и оправдываться за вмешательство государства в экономику, а у нас власть направила денег туда и столько, сколько и куда посчитала нужным).
В смысле устойчивости – понятно. А вот как будет в смысле эффективности?
Но у мирового кризиса не только финансовое и экономическое измерение.
Свое несовершенство продемонстрировала и мировая система безопасности. Тем более, те структуры, которые были призваны ее обеспечивать. Это ярко проявилось во время августовских событий – агрессии Грузии против Южной Осетии. Если бы не решительные действия России, которая в этой критической ситуации не стала дожидаться результатов ооновских дискуссий, ситуация на Кавказе была бы катастрофической. И за спасение осетинского народа от геноцида России пришлось еще оправдываться на всех официальных политических трибунах.
Юридические и моральные основания современного миропорядка серьезно расшатались. Требуется их реконструкция. И не на уровне общих деклараций типа «давайте жить дружно» – это уже было – а на уровне конкретных предложений.
Нужны не только легитимные, но и эффективные наднациональные структуры, способные принимать и проводить в жизнь коллективные решения мирового сообщества. На сегодняшний день такими функциями не располагает ООН. Она превратилась в достаточно декоративную организацию. И про необходимость ее кардинальной реформы последние десять лет не говорит только ленивый.
Формат «восьмерки» - это все-таки дискуссионный клуб с ограниченным представительством. И хотя в его рамках происходит диалог с теми странами, которые в «восьмерку» не входят, этот диалог – совсем, конечно, не бесполезный – все же не становится обязательным руководством к действию. Да и все прочие международные структуры столь же малоэффективны. Очевидно, что они не могут ориентироваться на желание США кого-то наказать или, наоборот, поощрить.
Словом, международное право есть, а вот правоприменение сильно хромает. Прежде всего, потому, что правоприменители слишком пристрастны и субъективны.
В этой связи чрезвычайно интересно, какой выбор в своем Послании сделает Дмитрий Медведев – в пользу реформы институтов или в пользу большей справедливости в правоприменении?
При этом ясно одно: благие пожелания и разговоры необходимо заменить неотложными и решительными действиями. В одиночку или без участия России решение глобальных мировых проблем просто невозможно. Поэтому от предвзятости и огульной критики России Западу пора переходить к налаживанию совместной конструктивной работы. Многополярность - это уже не просто непременный элемент российской политической риторики, а настоятельная реальная необходимость.
Сегодня Медведеву предоставляется уникальная возможность не только принять участие в глобальных изменениях мирового порядка, но и стать одним из их ключевых авторов и инициаторов. Думаю, в своем первом Послании он эту возможность непременно использует.
Андрей Вавра
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции