Новруз Мамедов: «Все должны понимать, что гарантии по выполнению пунктов московской декларации будут исходить от России»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом международных связей Администрации Президента Новрузом Мамедовым
- На днях в Москве по инициативе президента России Дмитрия Медведева состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении, на которой впервые подписана декларация, предусматривающая урегулирование конфликта между этими странами мирным путем на основе норм международного права. Этот документ вызывает неоднозначное отношение, существует мнение, что Азербайджан взял на себя обязательство не прибегать к военной силе. Вы согласны с этим?
- Подписание этого документа – важный этап 14-летнего длительного и трудного процесса переговоров по урегулированию конфликта, или даже начало важного этапа. Документ не только проясняет ряд существенных вопросов, но и определяет стоящие перед сторонами задачи. Думаю, что пункты этого документа общеизвестны. Одно из важнейших положений его в том, что открытым текстом названы стороны конфликта – Азербайджан и Армения. Президенты двух стран должны поэтому налаживать прямые контакты, давать поручения министрам иностранных дел и послам. Прежние претензии отпадают.
Важен и пункт о том, что конфликт будет урегулирован в рамках норм и принципов международного права. Это значит, что альтернативы политическому решению уже нет. В соответствии с нормами международного права, суверенитет государств – членов мирового сообщества нерушим и неприкосновенен, территориальная целостность не может быть нарушена. Этнические меньшинства не могут самоопределяться силовым путем. Иными словами, соблюдение положений этого документа устраняет необходимость военного варианта.
В декларации отмечается также, что конфликт должен быть урегулирован при посредничестве сопредседателей Минской группы, поэтому посредничество их должно активизироваться. Важное значение имеет положение о поэтапном урегулировании, при этом каждый этап должен найти международное правовое обеспечение.
- Существуют мнения, что международное правовое обеспечение означает введение миротворческих сил.
- Во-первых, о миротворцах в документе нет ни единого слова, ни единого намека. Миротворцы не могут служить вечным обеспечением соблюдения международного права. Думаю, что международное правовое обеспечение состоит в том, что по окончании какого-то этапа Российская Федерация, США и Франция должны дать свои гарантии.
Если, предположим, освобождаются 5 районов, на это должны быть международные гарантии. Прежде в том или ином варианте поэтапного урегулирования нередко говорили, что согласовано 15-16 пунктов, но остались один-два, и поэтому договоренности нет. Теперь же, предположим, если пять-шесть пунктов согласованы, то по ним будут даны гарантии, чтобы отступления назад не было. Что касается миротворцев, то за минувшие 14 лет мы даже в куда более напряженных ситуациях обходились без них, а теперь, когда появилась надежда на позитивные перемены, размещать миротворческие силы и вовсе представляется нелогичным. Так что подобные разговоры не более чем инсинуации.
- В декларации упоминаются мадридские встречи. Нужно ли понимать это как возвращение к мадридским предложениям?
- Должен напомнить, что нынешняя декларация является единственным за все эти 14 лет с момента создания Минской группы документом, подписанным между сторонами конфликта и представленным международной общественности. Других документов, обязывающих нас к чему-либо, не существует. В связи с мадридскими предложениями у армянской стороны и у нас свое мнение, и на этой основе с участием посредников необходимо выработать общую позицию. Мадридские предложения для нас не являются обязательными.
- Есть ли вообще конкретный план по урегулированию конфликта, намечены ли отдельные этапы?
- Эта работа велась прежде, теперь нужно ее продолжать. Я считаю, что последние события в регионе и во всем мире еще раз показали насущную необходимость скорейшего урегулирования этого конфликта. России важно установить в нашем регионе стабильность. Азербайджан всегда выступал за решение проблемы в рамках норм международного права, за стабилизацию обстановки в регионе. Для нас нет проблем и с международным сотрудничеством. Соседнее же государство нуждается в Азербайджане во всех отношениях. К тому же после урегулирования конфликта может открыться и граница с Турцией.
В поэтапном урегулировании очень важны меры взаимного доверия – возвращение беженцев и переселенцев, возобновление контактов между общинами. Считаю, что речь идет о чрезвычайно важном документе, и незачем затевать вокруг него спекуляции. Необходимы шаги, которые способствовали бы реализации положений этой декларации в будущем. В Армении есть круги, не желающие урегулирования конфликта. Однако если стороны проявили волю и подписали подобный документ, то, считаю, мы должны действовать соответственно.
- Опыт прежних переговоров показывает, что армянская сторона часто не сдерживает свое слово. Кто же на этот раз гарантирует, что армянская сторона будет выполнять свои обязательства по данной декларации?
- Пока об этом говорить трудно. Однако все должны понимать, что гарантии по выполнению пунктов этого документа будут исходить от Российской Федерации, которая явилась инициатором и посредником его подписания.
- Планировалось участие сопредседателей Минской группы в московской встрече, но они не были допущены на встречу. Есть точки зрения, что это послание России Западу.
- Поскольку встреча проходила в России, у нее и нужно спрашивать об этом. Для нас важно, что США и Франция в принципе поддержали эту декларацию. Я послушал интервью американского сопредседателя Мэтью Брайзы. Главное – это урегулирование конфликта, а не обиды по незначительным моментам.
- Какие шаги ожидаются в ближайшее время? Когда может состояться очередная встреча президентов?
- Пока нужно подождать и проанализировать события с холодной головой. В особенности армянская сторона должна трезво осмыслить тот факт, что необходимо идти этим путем, укреплять атмосферу конструктивности для того, чтобы были возможны дальнейшие шаги.
В.Г.