Алексей Никишин: «Портрет – это великое счастье прикосновения к душевному миру человека, к его таланту, чувственности» /ФОТО/
Эксклюзивное интервью 1news.az с российским фотохудожником Алексеем Никишиным
Алексей Никишин – российский фотохудожник, дизайнер, с 2006 года снимает «звезд» без макияжа и причесок в рамках собственного проекта «В РОЛИ СЕБЯ 2. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ».
Для его авторских проектов позировали Андрей Макаревич, Евгений Маргулис, Вячеслав Бутусов, Сергей Галанин, Владимир и Сергей Кристовские (гр. Uma2rmaH»), Вадим и Глеб Самойловы (гр.«Агата Кристи»), Чулпан Хаматова, Анна Большова, Марина Александрова, Валерий Яременко, Антон Макарский, Александр Збруев, Артур Смольянинов, Игорь Кваша, Анастасия Волочкова, Виктор Вержбицкий, Марина Голуб, Роман Виктюк, Павел Любимцев, Елена Шанина, Владимир Этуш, резиденты «Comedy Club», а также многие другие.
В скором времени Алексей планирует издать книгу своих работ, будем надеяться, что в нее войдут также лица азербайджанцев - наших лучших представителей культуры и искусства в России.
- Алексей, в чем суть ваших работ?
- Суть моих фотографий в том, что мои персонажи хоть и известные люди, но они не позируют. Они свободны от внешних атрибутов, внутренняя индивидуальность и настроение являются главными моментами в процессе съемки. Работая с известными людьми, я понимаю, что мне нужно «достать» из них что-то совсем иное, новое. Лаконичность перфекциониста – в данном случае отсечь прочь любую мишуру и все несущественные элементы. Персонажи вне предметного, вне материального контекста. Никакого антуража, только объект на сером фоне. Максимум информации при минимуме изобразительных средств. Каждая фотография должна быть уникальной, неповторимой, ей не должно быть аналогов.
- Как вы сами видите то, что создаете?
- Я стремлюсь к тому, чтобы каждая работа была полноценным произведением искусства. Именно поэтому я не делаю акцента на одежду, прическу или макияж, принципиально избегаю набивших оскомину приемов, характерных для фотографий высокой моды и театра. Я фиксирую на пленке внутреннюю жизнь героя – стараюсь освободить людей от их масок и привнести новое дыхание в мир традиционного «звездного» портрета. Весь проект выполнен в черно-белой гамме, чтобы, посмотрев на фото, было понятно, чем отличается один персонаж от другого. Хороший портрет это не тот, что похож на модель, а тот, что не похож ни на кого другого. Он должен раскрыть внутренний мир человека, его характер, но не делать это непосредственно.
- Есть ли для вас критерии возраста?
- В проекте все специально подобраны разного возраста, старшего, среднего и младшего поколения, и этот симбиоз возрастов создает психологический портрет творческой интеллигенции начала века. В своих работах не следую сиюминутной моде и правилам. Для меня искусство начинается там, где естьsmallmistake. Чуть-чуть светлее, чуть-чуть правее, чуть-чуть ниже, чуть-чуть раньше…Эти нюансы и делают фотографию. Работа не должна быть абсолютно совершенной. Это бы погубило ее.
- Знаете ли вы своих героев лично и общаетесь ли до съемки, подготавливаете ли как-нибудь?
- Я стараюсь не встречаться с героями до съемки, потому что я фотограф разговорного жанра. Чтобы раскрыть внутренне «я» человека, предпочитаю приглашать своих гостей в студию на съемку одних, чтобы познакомиться с ними лично и войти в контакт. Во время съемок я с ними говорю, это помогает уйти от позерства и нащупать именно тот момент, когда человек становится самим собой. Стараюсь сделать так, чтобы мои модели чувствовали себя непринужденно и полностью мне доверяли.
- Как долго длятся съемки и зависит ли это от характера вашего героя?
- Обычно съемки длятся три часа, но это всегда зависит от персонажа. Иногда и трех часов не достаточно, чтобы раскрыть человека, а бывает и за двадцать минут устанавливается тесный контакт, случайный кадр - почесал голову и вот то, что надо. В каждом изображении - неоднозначность, своя тайна – отправная точка для серьезных размышлений. Именно поэтому характерным свойством многих портретов является их недосказанность.
- Почему на выставке были представлены только фотографии знаменитостей?
- Я снимаю как знаменитостей, так и обычных людей, но данный проект был задуман для того, чтобы люди, пришедшие на выставку, могли сравнить то, что они видят в телевизоре и глянцевом журнале, с реальным персонажем. Портрет становится психологичным, когда создается не только ради внешнего сходства, вернее даже не ради внешнего сходства, а ради психологии, раскрывающей внутренний мир человека, когда фотограф рисует человека не фабулой внешности, а тонкими психологическими нотами характера.
- Есть такая известная серия фотографий «звезд», которая представлена в журнале «Караван Историй», но там, в отличие от ваших, все персонажи предстают в костюмах и в образе. В чем разница ваших работ?
- Не количество перьев или костюмов в кадре делают фотографию, я стараюсь поймать тот момент, который раскрывает имманентную суть. Снимаю не событие в целом, а момент, сам зачастую не могу повторить те кадры, которые снял. Настраиваю героя на вечность. Мы стараемся вместе, чтобы портрет получился вне времени и моды.
Каждая фотография носит случайностный (ситуативный) оттенок. Я должен почувствовать то, что я снимаю. Искусство состоит именно в моменте съемки, обычно интуитивно чувствую это. Большинству героев нравится результат, потому что деятели культуры тоже перевоплощаются в своей профессии, а тут нет образа, тут характер, и этим привлекает. Я вижу, что им гораздо проще и привычнее позировать мне в определенной «роли», когда свое истинное «я» можно спрятать за чужим образом. Даже когда им приходится мысленно обнажиться душой, и тогда не так просто вычислить, каковы же они на самом деле.
Беседовала Саадат Кадырова, независимый корреспондент, Россия, Москва