Поймет ли Обама то, чего не понимал Буш?
Когда Дмитрий Медведев и Барак Обама впервые встретятся 15 ноября «на полях» вашингтонского саммита «большой двадцатки», российскому и американскому президентам будет, о чем поговорить, но это, увы, будет трудный разговор.
Ясно, что во внешней политике Обама получает очень тяжелое генетическое наследство, сбросить которое сразу не удастся: такие страны как США на месте не развернешь. Нужно время и весь вопрос в том, какое время отпустит Барак Обама на переосмысление России. Америке придется это делать. Хотя бы потому, что Европа это уже сделала, а без корректировки позиций со Старым светом, Вашингтону навряд ли можно будет рассчитывать на восстановление своего влияния престижа.
Барак Обама, конечно, будет лучше Джорджа Буша-младшего: хуже – уже некуда. Учитывая одиозность Буша, даже Джон Маккейн, наверняка был бы лучше. Но это – чисто человеческая реакция. В политике, увы, все по иному. Здесь мало быть хорошим и иногда недостаточно быть даже плохим.
За риторическим вопросом, который часто задавался еще совсем недавно - что лучше для России - Обама или Маккейн – скрывается весьма упрощенный подход к делу. Для России по большому счету было бы лучше, чтобы Америка, наконец, догнала время. Чтобы в Белом доме наконец-то научились смотреть, слушать и понимать, что происходит вокруг. А то с какой стороны не взглянешь на Америку Джорджа Буша-младшего, кажется, что и он, и Кондолиза Райс, все никак не могли, в отношении, по крайней мере, России, «выйти из раннего Рональда Рейгана». Америка так отстала от быстроменяющегося мира, что ей теперь уже придется догонять и Европу, и Азию, и Россию. Все уже ушли вперед, а она все играла в монополистическую сверхдержавность, свою мировую исключительность.
На Россию администрации придется теперь смотреть совершенно по иному, поскольку это уже давно не «хромая» Россия Ельцина, не медленно выздоравливающая Россия «начального» Путина, а уже совсем иная Россия. Она отнюдь не восстанавливает имперскую идеологию, не возвращает себе «зоны влияния». Россия просто утверждает свои национальные интересы соответственно своему экономическому и геополитическому весу в мире. По периметру своих границ, далеко за их пределами, в любых полушариях. Это уже далеко не та Россия, которой запросто можно было налгать, что НАТО не будет расширяться за счет бывших стран соцблока, за счет Балтии, за счет Украины, за счет Грузии.
Сама же она давно нараздавала Западу столько авансов в надежде на понимание, что, вполне вероятно, даже переборщила. Это, конечно, ошибка и ее придется исправлять. Но мяч теперь точно на стороне США. Теперь им придется убеждать Москву в своих добрых намерениях, а не наоборот.
Сама Россия хорошо знает, чего бы ей не хотелось от Обамы. России очень не хотелось бы, чтобы Барак Обама продолжил «ядерные игры» Буша в Чехии и Польше, создание там новой системы ПРО, направленной против России. Сказки про «иранскую угрозу» уже никого даже не умиляют. Президент Дмитрий Медведев на днях объявил, что Москва ответит на ПРО США размещением в Калининградском анклаве новейших оперативно-тактических ракет «Искандер». Опять мы идем к «ядерному боданию»? России очень не хотелось бы, чтобы Вашингтон «кроил» режимы по периметру ее границ по своему усмотрению, внедрял своих SOB (типа Михаила Саакашвили) – почему бы не оставить самим странам возможность решать свою судьбу? России бы не хотелось, чтобы и дальше роль ООН подменялось ролью НАТО, основы международного права корректировались «под обстоятельства» (как было с Косово и Югославией). России очень не хотелось бы пустой видимости прогресса в переговорах о стратегической стабильности, нераспространения ОМП, в достижении «прозрачности» американской ПРО.
Ей очень многого не хотелось бы от Обамы, но она пока не совсем уверена в том, что именно он собирается делать. Ясно, что от идеи глобального лидерства американцы не откажутся, но в нынешней ситуации будут вынуждены перераспределить свои силы на международной арене и идти на более тесное сотрудничество по многим международным проблемам и с Европой, и с Китаем, и с Индией, и с Россией.
Москве и Вашингтону совершенно нет необходимости ни любить, ни не любить друг друга. Они, если того захочет Обама, могут наладить стабильный уровень взаимоотношений, лейтмотивом которых могло бы стать сотрудничество в области радикального сокращения вооружений.
Мы могли бы договориться о новом всеобъемлющем договоре по контролю за вооружениями, который бы заменил действующий ныне СНВ-I. Его срок истекает в декабре следующего года. Подобный договор, может быть заключен уже летом-осенью 2009 года. Бараку Обаме придется выбирать. Либо - новый режим контроля над вооружениями и сотрудничество с Россией по целому ряду вопросов, в том числе Ирану, Северной Корее и т. д., но при этом отказ от развертывания ПРО в Европе. Либо – второй сценарий развития, менее оптимистичный, предусматривающий дальнейшее обострение двусторонних отношений, в том числе жесткое столкновение по вопросу вступления Украины и Грузии в НАТО.
У «Кавказской войны» был, по крайней мере, один положительный побочный эффект. Она заставила очень многих на Западе всерьез задуматься над вопросом, который в России уже устали повторять: понимает ли Белый дом Буша и НАТО, что экспансия к южным границам России грозит сломать весь баланс отношений Россия-Европа-США? «Трепка» Михаила Саакашвили была последним напоминанием о том, что мир уже изменился и «осады России» с помощью марионеточных режимов уже не получится. И когда Дмитрий Медеведев говорит, что у России есть «привилегированные интересы» в соседних странах, он как раз это и имеет в виду. За этими словами не больше «зловещего и пугающего» (выражения госдепартамента в комментарии на выступление Медведева – видно до сих пор США Буша трудно понять, о чем идет речь), чем, скажем, за «особыми отношениями» между США и Британией.
По большому счету, смысл того, что говорит Медведева, а это можно считать посланием Обаме, очень даже прост. Его главная мысль в том, что сегодня невозможно одновременно подрывать региональную безопасность у границ России (примеры – большая грузинская провокация, системы ПРО США в Чехии и Польше) и одновременно утверждать, что США готовы сотрудничать с ней в деле укрепления стратегической и глобальной безопасности. Такого рода лицемерие, свойственное Бушу-младшему и Кондолизе Райс, уже не пройдут. И Москве очень не хотелось бы, чтобы Обама пошел во внешней политике «от Буша», сделав лишь «перетяжку». Надо кардинально что-то менять во взгляде на Россию. Иначе бизнеса не получится.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции