Расим Мусабеков: «Подписание американо-грузинского соглашения может открыть перспективы заключения азербайджано-турецкого договора» | 1news.az | Новости
Интервью

Расим Мусабеков: «Подписание американо-грузинского соглашения может открыть перспективы заключения азербайджано-турецкого договора»

10:03 - 08 / 01 / 2009
Расим Мусабеков: «Подписание американо-грузинского соглашения может открыть перспективы заключения азербайджано-турецкого договора»

Эксклюзивное интервью 1news.az с политологом Расимом Мусабековым

- Может ли гневное выступление премьера Эрдогана в парламенте Турции в адрес Израиля, проводящего войсковую операцию в секторе Газа, вылиться в принятие официальной Анкарой каких-либо серьезных мер для прекращения кровопролития на Ближнем Востоке?

- Р. Эрдоган возглавляет партию исламистов, поэтому понятна его гневная реакция на израильскую военную операцию против мусульманского палестинского населения, с другой стороны, Турция, по моему мнению, не готова, засучив рукава, разрешить палестино-израильский конфликт. Одними заявлениями ситуацию не изменить, понятно, что Турция - член Совбеза ООН и должна высказывать свою позицию, понятно, что для турецкого руководства важно мнение своих граждан, которые в упрощенном варианте воспринимают происходящее как то, что «евреи убивают мусульман». Именно с расчетом на эту реакцию турецкого общества и выступает премьер Эрдоган, тем более что Израиль действительно не считается ни с чьим мнением, не только с турецким, но и с предложениями Европы по прекращению войсковой операции и мирному разрешению конфликта.  

- Выходит, что Израиль как всегда может прислушаться только к мнению США, тогда в чем состоит позиция Белого дома в вопросе палестино-израильского конфликта?

- США считают, что ХАМАС - террористическая организация и с ней следует разговаривать только с позиции силы. Конечно же, это ужасно, что гибнут мирные жители, за несколько дней погибло около 700 человек, но ведь до начала этих событий ХАМАС объявил, что выходит из всяких соглашений по перемирию с Израилем и начал обстрел израильской территории. До этого Израиль применял другие методы давления: вводил блокаду сектора Газа, наносил точечные удары по базам боевиков с целью не дать начаться эскалации крупномасштабного военного конфликта. Но в итоге дело все равно дошло до войны и случилось то, чего больше всего опасалось мировое сообщество - началась литься кровь мирных граждан.

Израиль, несмотря на все негативное восприятие в мире проводимой им операции, решил жестким методом решить военную задачу, состоящую в разрушении инфраструктуры подконтрольного ХАМАС сектора Газа.

- То есть фактор того, что в результате войсковой операции палестино-израильский конфликт еще более углубится и в Палестине вырастет новое поколение хамасовцев, не учитывался со стороны Израиля?

- Нет, это - дальняя перспектива, а сейчас Израиль решает конкретную задачу – на его границе сосредоточены вооруженные люди, которые непосредственно составляют угрозу для израильской территории, и которых следует уничтожить.

- Молчание арабских стран по поводу кровопролития в Палестине куплено начавшимся ростом цен на нефть?

- Настойчивые многочисленные советы Египта палестинскому ХАМАС не совершать обстрелов и не отправлять террористов взрывать израильтян были полностью проигнорированы руководством ХАМАС. В итоге Египет, который до этого собирался брать на себя ответственность по ходу переговорного процесса с Израилем, просто перекрыл свою границу с сектором Газа, потому что ХАМАС ведет себя так, что с удовольствием начал бы войну с Египтом, не будь рядом фактора израильской угрозы. ХАМАС с большим удовольствием сверг бы египетского президента Мубарака.

Египет - ведущая страна арабского мира, которая дала знать, что на стороне ХАМАС никто не будет воевать.

- А с чем связано нынешнее молчание Ирана, некогда обещавшего стереть Израиль с лица земли и не давать в обиду ХАМАС?

- По всей видимости, официальный Тегеран полагает, что чем больше будет погибать палестинцев, тем сильнее будут антиизраильские настроения, на которых Иран строит свою политику в исламском мире и на Ближнем Востоке.

- Тогда насколько верно предположение, что развязывание войсковой операции в секторе Газа было выгодно и официальному Тегерану, который таким образом отвлек США и Израиль от намерения провести военную операцию против Ирана?

- По многочисленным оценкам СМИ, версия того, что ХАМАС вышел из переговорного процесса с Израилем по команде из Ирана, я думаю, действительно, может иметь полное основание. Ведь ясно, что бросать открытый вызов Израилю было настоящим безумием для ХАМАС. Есть предположение, что в преддверии вступления в должность нового президента США Барака Обамы, который говорил о возможности нового подхода к урегулированию Ближневосточного конфликта и перемене американской позиции в отношении Ирана, официальный Тегеран решил актуализировать палестинскую проблему и свою роль в ней, побуждая Обаму отложить другие важные вопросы и незамедлительно заняться палестинским и иранским вопросами. Я не исключаю этого варианта.

- Насколько в США борьба между неоконами-республиканцами и пришедшими к власти демократами стала причиной нагнетания напряженности в «горячих точках» мира?

- Посмотрим, что изменилось в результате этого противостояния между политическими силами в США. К примеру, на Ближнем Востоке ничего не изменилось, как была борьба между ХАМАС и Израилем, так она и будет идти несмотря ни на какие изменения в политике США. Хочу сказать, что это не первый всплеск напряженности на Ближнем Востоке. А что кардинально изменилось в руководящем эшелоне США?

Министр обороны Роберт Гейтс сохранил свою должность, а значит, продолжится выбранная ранее политика Пентагона, или, к примеру, чем будет серьезно отличаться позиция нового госсекретаря Хиллари Клинтон по международным вопросам от позиции уходящей Кондолизы Райс? То есть ключевые политические фигуры новой администрации Белого дома занимают по Ближневосточному конфликту и комплексу международных вопросов позицию,  не столь уж сильно отличающуюся от своих предшественников.

- А касательно политики продвижения США на Южном Кавказе можно ожидать каких-либо изменений при новой администрации Белого дома?

- Насколько видно из развития событий в нашем регионе, сейчас администрация президента Буша стремится оставить в наследство демократам подписанный с Грузией договор о стратегическом сотрудничестве, но постоянно откладывается подписание этого документа. К тому же в этом документе нет прямых обязательств защиты Грузии со стороны США, речь идет скорее о партнерстве широкого формата и союзнических обязательствах. Вместе с тем, я думаю, что подписание американо-грузинского соглашения или, как ее называют, Хартии, может открыть перспективы заключения аналогичного документа между Азербайджаном и Турцией.

Естественно, все это может серьезно повлиять в будущем на геополитический расклад в нашем регионе, в частности России будет уже трудней своевольничать на Южном Кавказе.

- В чем реальная причина обострения российско-украинских отношений, в частности в начавшейся «газовой» разборке между двумя странами, и насколько этот конфликт актуализирует реализацию проекта НАБУККО?

- Да, проект НАБУККО становится более актуальным, но на его реализацию понадобится как минимум 5 лет, а газ в Европу нужно поставлять сейчас, каждый день, поэтому никакие Южные или Северные потоки (газовые маршруты) не смогут дать Европе постоянного «голубого топлива», альтернативного российскому газу. Учитывая эти реалии, я думаю, что Европе придется пока мириться с поставками российского газа, поскольку у европейского налогоплательщика сейчас есть немало проблем поважнее строительства альтернативных газовых трубопроводов.

Сложившаяся с Украиной ситуация исходит из того, что российский «Газпром» находится в долгах, которые не знает, как выплачивать, и сыр-бор с украинским газом идет не столько о политике, а сколько о том, что России сейчас нужны наличные деньги для погашения кредитов, которые она набрала в свое время под большие проценты на Западе. То есть «Газпром» пытается вбухать Украине газ исходя из дорогих цен на энергоносители, которые были полгода назад, а Украина резонно говорит, что мировые цены падают, а значит, и российский газ должен быть дешевле. То есть разговор идет о дополнительной паре миллиардов долларов, которые президент Ющенко не намерен выплатить России.

- Насколько серьезны финансовые проблемы российского гиганта «Газпрома», который много значит для экономики России?

- Я думаю, что в итоге долги «Газпрома» будут погашены за счет внутренних ресурсов России, хотя и состояние казны тоже не лучшее на сегодняшний день.

- То есть, грубо говоря, в России будут больше рубить тайгу и продавать древесину для погашения долгов «Газпрома»?

- Да, естественно, что «Газпром» будут вытаскивать всеми путями, но не стоит забывать, что решение многих вопросов лежит не только в области геополитики, но и в плоскости прямого столкновения финансовых интересов. Ранее Украина была готова закупать газ по 200 долларов, но когда Россия потребовала 250 долларов, то есть на 25 % дороже первичных договоренностей, Украина дала понять, что у нее просто нет этой дополнительной суммы, поскольку она еле-еле добыла полтора миллиарда для закрытия прежних долгов, и тут Россия говорит: дайте еще 600 млн. штрафа, и цену к тому же на газ поднимает.

Не стоит забывать, что в период наступившего мирового кризиса становятся актуальными конфликты на экономической почве.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
3625

Последние новости

Все новости

1news TV