Рашад Рзакулиев: «Военные действия Израиля в Газе – генеральная репетиция, демоверсия большой региональной войны»
Интервью с президентом Фонда социальных разработок Рашадом Рзакулиевым
- В средствах массовой информации Азербайджана противоборствуют два мнения относительно событий в секторе Газа. В наиболее значительной части комментариев национальных экспертов и аналитиков прямо осуждается Израиль, проливший кровь невинных палестинских мирных жителей. С другой стороны проходят и материалы, в которых выделяется «вектор вынужденности» в действиях Израиля. Каково ваше мнение по данному вопросу?
- Страшно и больно наблюдать страдания простых мирных жителей Палестины, да и Израиля, ставших на многие десятилетия заложниками в этом наиболее кровопролитном этнополитическом конфликте на планете. Необходимо констатировать и тот факт, что предопределенность ситуационного обострения конфликта диктуется интересами большой геополитической игры, в которой, подчеркиваю, конфессиональный антагонизм носит опосредованный, политико-декорирующий характер.
В связи с публикациями в национальных СМИ…. На мой взгляд, на страницы национальной периодики и электронных ресурсов излито слишком много эмоций и политической риторики, но мало четкого и обстоятельного анализа происходящего.
Коротко обрисовывается ситуация одной мыслью: Военные действия Израиля в Газе – генеральная репетиция, демоверсия большой региональной войны, противостоящими сторонами которого являются США и Иран.
- Какие факторы стоят за этим этапом развертывания конфликта?
Базовой проблемой можно считать противоречия между двумя конкурирующими политическими силами Палестины – партией ФАТХ и радикально оппозиционным ХАМАС. Не вдаваясь в ретроспекции политической борьбы, могу лишь отметить, что процесс взаимоотношений между двумя ведущими политическими силами Палестины уже привел к вооруженным столкновениям в июне 2007 года с многочисленными человеческими жертвами.
Сектор Газа – анклавная территория Палестины, власть в которой сегодня безраздельно принадлежит проиранской политической организации ХАМАС. Считайте, что под самым боком Израиля находится военная база Ирана, периодически обстреливающая территорию этой страны. Абсолютно ясно, чтовойна США с Ираном станет возможна только после разгрома этого анклава. То есть, война Израиля с ХАМАСом была предопределена задолго до самого факта событий. И была необходима каждой из сторон, как бы цинично это не звучало. Под вопросом оставался лишь сценарий войны и форматы векторов действия сторон. Но опять же подчеркиваю, что за этой локальной войной стоят абсолютно далекие от сторон военного противостояния геополитические силы.
- Какими могли быть сценарии войны и каковы, на ваш взгляд, перспективы военной операции Израиля в Секторе Газа?
- Самое удивительно, что Израиль ситуационно проигрывает при любом раскладе. На этом настаивают представители достаточно авторитетных аналитических центров.
Стоящие перед Израилем вопросы обеспечения национальной безопасности требовали быстрого решения проблемы. Тем более, и это очень важно, страна - накануне очередного электорального цикла. Заручившись, уверен, поддержкой уходящей республиканской и новой демократической администрации Белого Дома, израильское правительство пошло «ва-банк».
Хорошо понимая, что использование «точечных» бомбовых ударов и формата «вялотекущей» войны по типу ливанской не эффективно и будет однозначно названо победой ХАМАС, израильтяне пошли на массированные бомбардировки, совершив тем самым акт, называемый во всем цивилизованном мире «преступлением против человечества». Как и предполагалось, массированные авианалеты и многочисленные жертвы среди мирного населения сектора Газа привели к осуждению Израиля всем исламским миром, ООН, Европой, Турцией и Россией.
На перспективу, в лучшем случае «светит» проирано-хамасовская объединенная Палестинская автономия. В худшем и, на мой взгляд, наиболее реальным – большая региональная война с участием непосредственных сторон противостояния – США и Ирана.
/Trend/