Фазиль Мустафа: «Тактика бойкота может принести обществу больше вреда, чем пользы»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии великого созидания, депутатом Милли Меджлиса Фазилем Мустафой
- Как вы относитесь к идее проведения референдума в Азербайджане?
- Я против проведения референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию. Но я и против бойкота референдума и считаю, что оппозиция должна активно участвовать в этом процессе. Нам следует довести свою точку зрения до общественности. Особенно важно добиться возможности выйти в телеэфир. В любом случае я против пассивности.
В проекте, вынесенном на референдум, немало просчетов, и незачем делать упор на 101-й статье. В то же время я против чрезмерного раздувания запланированных изменений, ибо во многих случаях реальность превалирует над юрисдикцией. Если оппозиции удастся мобилизоваться, она сможет изменить реалии.
- Может ли объединение оппозиции накануне референдума дать эффект в смысле влияния на результат?
- Мы все видели, что бойкот недавних президентских выборов некоторыми партиями ничего не дал. Та часть оппозиции, которая пошла на выборы, больше преуспела в деле широкого обсуждения проблем общества. Все это показало, что в выборах следует участвовать в любом случае, даже если шансов на успех немного. Наши граждане достаточно прозорливы и способны разбираться в положении вещей, но стоя в стороне, выбрав тактику бойкота, оппозиция может лишь еще больше навредить обществу.
Я считаю, что не следует увлекать общество на путь пассивности. Кроме того, мы должны говорить о проблемах, не раздувая их сверх меры. Скажем, сегодня оппозиция называет себя республиканцами, а своих противников монархистами, хотя в предлагаемых конституционных изменениях о монархии речи нет. Оппозиция должна действовать, полностью разобравшись в сути дела.
- Каковы могут быть результаты нынешней тактики оппозиции?
- Проблемы, связанные с оппозицией, давно уже занимают азербайджанское общество. В этом контексте наибольшее внимание вызывает вопрос о возможных прогрессивных шагах со стороны правительства. Я считаю, что правительство слишком безынициативно, оно страдает синдромом безоппозиционности и поэтому лишилось способности вырабатывать идеи. Следствием такого положения и является этот референдум.
Оппозиция в Азербайджане потерпела крах, и теперь в том же направлении движется власть. Скажем, никто не удосужился поинтересоваться точкой зрения представленных в парламенте партий на этот референдум. Сегодня у нас формируется точка зрения, что политику должны вырабатывать не партии, а некий более ограниченный круг лиц. Я считаю эту тенденцию опасной. Решения, принимаемые с преходящим настроем, могут обернуться угрозой для государства. Поэтому перед партиями нужно открыть возможности по выработке политики.
- Планирует ли ваша партия участвовать в референдуме?
- Мы не станем обращаться за созданием пропагандистской группы, в референдуме будем участвовать как отдельные граждане. Не стоит представлять все это как трагедию. По-моему, конституционная реформа не вызовет значительных перемен в жизни общества.
- После выборов вы заявили о намерении ПВС сотрудничать с некоторыми партиями. Ведется ли работа в этом русле?
- Да, переговоры продолжаются. Уже есть результаты: к нам присоединилась Партия национального доверия, ее руководители сегодня входят в наш верховный меджлис. Мы провели переговоры также с некоторыми другими партиями. Эти партии прошли государственную регистрацию, и поэтому мы склоняемся к тому, чтобы создать с ними предвыборный блок. Но в будущем мы намерены продолжать работу по присоединению других партий к ПВС.
- После президентских выборов встал вопрос об объединении или хотя бы блокировании оппозиционных партий, принявших в них участие.
- Это нереально. Каждая партия имеет собственные корпоративные интересы. Например, президентские, парламентские, муниципальные выборы имеют собственную специфику. Да, мы сотрудничаем с партиями, участвовавшими в выборах, но создание блоков, стратегическое партнерство – этого в повестке дня нет. Речь может идти о сотрудничестве на конкретных выборах в случае совпадения интересов.
Кямиль Хамзаоглу