Российский профессор: «Реализация проекта БТД ознаменовалась чувствительным ударом по российским позициям на Большом Каспии»
«Европейцы рассчитывают получить альтернативный источник энергоресурсов, во-первых, уменьшив свою зависимость от поставок исключительно российского газа, во-вторых, начав сотрудничество со странами Закавказья и Центральной Азии».
Об этом в «Независимой газете» пишет профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью Ульяновского государственного университета Арбахан Магомедов.
«Сейчас между влиятельными мировыми центрами силы развернулась борьба за доступ к новым углеводородным месторождениям и за передел имеющихся ресурсов. Приобретение углеводородного месторождения или трубопроводного маршрута стало напрямую переводиться в геополитический рост государства. С началом нового столетия энергетическая проблема стала ключевым аспектом геополитических усилий в мире.
Самой впечатляющей характеристикой энергетической геополитики на Каспии стала «гонка диверсификаций». Стремление к поступательной диверсификации каспийских энергопоставок нагнеталось общей атмосферой энергетических страхов, взаимного недоверия и политических блефов, царящих в мире. В рамках этой гонки на каждую победу России приходился ответный удар Запада», - пишет профессор.
«Таков макрополитический контекст противоборства за каспийские энергетические и транзитные активы в рамках глобальной тенденции «ресурсного накопления». Самое главное здесь то, что энерготранспортная гонка в зоне Большого Каспия проходила в рамках новообретенной конфронтации между Россией и Западом. Эта гонка развивалась в атмосфере стремительного ускорения темпов российско-американского соперничества в Каспийском бассейне и в режиме обмена ударами между двумя сторонами.
Событием, ставшим основным испытанием для России на каспийском направлении, стала реализация отложенного в свое время проекта Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Реализация данного проекта ознаменовалась чувствительным ударом по российским позициям на Большом Каспии. Теперь же Запад организует новое наступление, связанное с реализацией проекта Nabucco», заключает Магомедов.
Н.Б.