Томас де Вааль: «Карабахский конфликт обычно называют «замороженным», но этот термин обманчив и даже опасен» | 1news.az | Новости
Политика

Томас де Вааль: «Карабахский конфликт обычно называют «замороженным», но этот термин обманчив и даже опасен»

11:45 - 25 / 02 / 2009
Томас де Вааль: «Карабахский конфликт обычно называют «замороженным», но этот термин обманчив и даже опасен»

В основе сегодняшней тупиковой ситуации вокруг Нагорно-Карабахского конфликта лежит главный парадокс, суть которого в том, что мирное разрешение конфликта служит долгосрочным интересам всех сторон, но в краткосрочной перспективе ключевых игроков вполне устраивает статус-кво, несмотря на его негативные аспекты.

Об этом говорится в опубликованном вчера докладе одного из самых известных экспертов по карабахской тематике, британского журналиста Томаса де Вааля под названием «Карабахская западня - угрозы и дилеммы Нагорно-Карабахского конфликта».

Эксперт отмечает, что неурегулированный армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха (НК) по-прежнему маячит, подобно грозовой туче, на горизонте Южного Кавказа, и в то же время занимает далеко не первую строку в списке приоритетов международного сообщества. Карабахский конфликт обычно называют «замороженным», но этот термин обманчив и даже опасен. На деле постоянно меняющаяся динамика этого конфликта в потенциале может привести к возобновлению боевых действий.

С одной стороны, происходят постоянные изменения в обстановке на местах, с другой - противоборствующие стороны, изолированные друг от друга на протяжении вот уже двух десятилетий, имеют слабое представление о том, что думают о них по другую сторону конфликта. В контексте меняющейся нестабильной обстановки вызывает тревогу вполне реальная опасность нарушения саморегулируемого перемирия по линии соприкосновения между двумя армиями.

Де Вааль сообщил 1news.az, что данная работа представляет собой анализ изменений в фактической ситуации конфликта, причин пробуксовки мирного процесса и опасных последствий, которые грозят сторонам в предстоящие пять-десять лет. Задача автора – стимулировать обсуждение долгосрочных стратегических альтернатив, имеющихся у сторон конфликта для того, чтобы помочь приблизить мирное урегулирование этого конфликта.

Он также отметил, что «ранее в СМИ появилась информация об этом докладе до его опубликования, и МИД непризнанной республики распространил заявление по этому поводу». Эксперт отметил, что «это был черновик доклада, и он был опубликован в СМИ без моего разрешения».

Есть главная причина, на основании которой можно сказать, что этот «замороженный конфликт» начинает постепенно «подтаивать». Она заключается в том, что сегодня проигравшая сторона чувствует себя более уверенно и с нетерпением жаждет изменения статус-кво в свою пользу. Сегодняшняя ситуация, при которой, помимо оспариваемого региона НК, еще семь районов Азербайджана полностью или частично оккупированы армянскими войсками, что является источником непреходящей боли для азербайджанцев, не может продолжаться до бесконечности.

«Я не хочу, чтобы мой сын унаследовал эту проблему, поэтому я выступаю за войну», - высказался один образованный азербайджанец лет тридцати, и количество сторонников этой точки зрения продолжает расти.

Как это ни парадоксально, но такая ситуация оставляет азербайджанскому руководству гораздо меньше места для маневра на фоне растущего благосостояния страны. Собственные заявления правительства о новом статусе Азербайджана приводят к постоянно увеличивающейся пропасти между ожиданиями общества и реальными возможностями. Это особенно усложняет задачу обсуждения и проработки идеи компромисса, например, компромисса по вопросу предоставления функций самоуправления армянам НК.

С другой стороны, армяне тоже оказались в западне, только иного типа. Со времени перемирия, заключенного в мае 1994 года и закрепившего их военную победу, армяне не устают повторять, что они победили и осталось только, чтобы остальной мир и Азербайджан признали этот факт. Министр обороны Армении Сейран Оганян (сам родом из Карабаха) заявил 29 июля 2008 года, что

«Азербайджан выбрал военный путь разрешения конфликта. Проблема НК уже решилась военным путем (в пользу армян), остается только довести дело до логического конца на дипломатическом уровне».

НК воспринимается армянами как чисто армянская территория, освобожденная от Азербайджана. Молодое поколение, которое подрастает в НК и в Армении,  не знает другого НК и слышит постоянные высказывания о том, что семь оккупированных азербайджанских территорий на самом деле - «освобожденные территории», которые ни в коем случае нельзя отдавать. Но Армения продолжает страдать экономически и подвергается критике со стороны международного сообщества из-за этого конфликта. «Карабах – это палка, которой нам постоянно тычут в лицо», - заметил один армянский чиновник.

Таким образом, можно сказать, что обе стороны оказались в «карабахской западне», когда текущая ситуация устраивает их в краткосрочной перспективе, но серьезно вредит их шансам в будущем и представляет опасность в долгосрочной перспективе. Еще один парадокс, который присущ данному конфликту, заключается в том, что в процессе конфиденциальных переговоров лидеры обеих сторон довольно далеко продвинулись в разработке деталей мирного договора, но, тем не менее, у себя дома они по-прежнему выступают с агрессивными лозунгами вроде «Ни шагу назад!»

Томас де Вааль - аналитик и автор книг по Кавказу, в том числе книги «Черный сад: Армения и Азербайджан между войной и миром» (New York University Press, 2003). В настоящее время он является внештатным сотрудником организации «Ресурсы примирения» в Лондоне.

Мурсал Алиев

Поделиться:
1895

Последние новости

Все новости

1news TV