Алексей Власов: «В Москве просчитывают все возможные сценарии развития Карабахского конфликта» | 1news.az | Новости
Интервью

Алексей Власов: «В Москве просчитывают все возможные сценарии развития Карабахского конфликта»

10:10 - 18 / 03 / 2009
Алексей Власов: «В Москве просчитывают все возможные сценарии развития Карабахского конфликта»

Эксклюзивное интервью 1news.az с генеральным директором Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, политологом Алексеем Власовым

- Чем был обусловлен состоявшийся недавно визит главы МИД России Сергея Лаврова в Азербайджан?

- Визит Лаврова в Баку не носил судьбоносного характера и, скорее, есть текущая встреча по расширению и решению вопросов, связанных с российско-азербайджанскими отношениями и взаимодействием в многостороннем формате. Считаю, что очень важным было заявление Лаврова по поводу «оружейного конфликта», раскрученного в некоторых СМИ, в котором российский министр отметил, что тема поставок вооружений в Армению является фальсификацией. Вторым важным высказыванием Лаврова я считаю то, что Россия и дальше будет продолжать свои миротворческие усилия по урегулированию Карабахского конфликта, отметив при этом, что ключи решения находятся в Баку и Ереване, а возможности стран-сопредседателей МГ ОБСЕ имеют определенные границы. 

- Насколько вы серьезно оцениваете возможность скатывания к новому военному конфликту между Азербайджаном и Арменией?

- В Москве просчитывают все возможные сценарии развития конфликта, и заявления Лаврова в Баку свидетельствуют о том, что российское руководство очень внимательно следит за развитием ситуации вокруг Карабахского конфликта. В частности Лавров отметил, что Москва выступает за мирное решение конфликта и не будет ни в коем случае ориентироваться на возможность перерастания противостояния в «горячую фазу». Другое дело, что у каждого взаимодействия есть две стороны и, как я полагаю, все-таки вопрос подвижек в Карабахском конфликте после подписания Московской декларации в ноябре прошлого года волнует не только Баку и Ереван, но и Москву. Отмечу, что если Турция и Россия делали в конце прошлого года определенные шаги в направлении нахождения более реальных подвижек в урегулировании конфликта, но в этом году пока серьезной динамики не просматривается, поскольку у посредников нет четкого ясного плана разрешения конфликта.

Нет плана, полностью учитывающего интересы суверенитета Азербайджана, с одной стороны, и интересы армянского населения Нагорного Карабаха, с другой. Эта тупиковость ощущалась и 15 лет назад, когда Минская группа ОБСЕ начала свою деятельность, она ощущается и сейчас. Поэтому постепенно в политической элите и обществе Азербайджана все громче раздаются голоса тех, кто выступает за силовое решение конфликта. Но я все-таки оптимист и считаю, что поиск мирного варианта урегулирования в текущем году, по крайней мере, будет продолжен. Не думаю, что этим летом нас ожидает новая война на Южном Кавказе.

- В СМИ распространена информация, что турецко-армянские консультации в Берне (Швейцария) подошли к концу и принято решение открыть границу, наладить дипломатические и другие связи между Турцией и Арменией в обмен на отказ армянской стороны от претензий по поводу признания «геноцида армян» и 6 турецких вилайетов. Каким образом подобные изменения в турецко-армянских отношениях могут повлиять на геополитику Южного Кавказа?

- Москва и Анкара в последнее время демонстрируют более или менее близкие позиции по различным международным вопросам, и Россию устраивает то, что Турция предлагает инициативы, которые в первую очередь учитывают интересы региональных сил и стран, без активного вмешательства внешних политических игроков. Именно этот аспект турецких предложений в Москве воспринимается с наибольшим энтузиазмом, нынешнее турецкое руководство мыслит несколько иным категориями, в отличие от своих предшественников, но при этом станет ли соглашение с Ереваном мостиком, который Анкара перебросит и Баку, то есть, станет ли связующим мостиком между Турцией, Арменией и Азербайджаном сближение Анкары и Еревана, я не убежден. Получается, что Турция, урегулировав отношения с Арменией, несколько снижает уровень позитива в отношениях с Азербайджаном. Насколько это так, станет ясно после выражения позиции высшего политического руководства официального Баку по поводу сближения Турции и Арменией. Это зависит от того, сможет ли убедить турецкое руководство своих бакинских коллег в том, что сближение с Арменией не во вред, а во благо турецко-азербайджанским отношениям. Так много субъективного замешано в отношениях между правящей элитой стран Южного Кавказа, Турции и России, что говорить о какой-то внятной четкой политике стратегии действий с чьей-либо стороны здесь не приходится.

- Насколько неопределенность в региональной политике и отношениях между странами зависит о того, что новая администрация США еще и не определила свои приоритеты и не высказала позицию по ключевым вопросам международной политики?

- Ну, возьмем, к примеру, разговоры об использовании Габалинской РЛС, что может стать первым камнем в модели российско-американских отношений и в той самой перезагрузке, о которой говорят в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Новая администрация США не проявляет отчетливой реакции по этому вопросу, потому что американцы не хотят увязывать ситуацию по Габалинской РЛС с размещением элементов ПРО в Восточной Европе. И Азербайджан в этой ситуации тоже реагирует крайне абстрактно, ожидая, пока определятся контуры отношений между Москвой и Вашингтоном, чтобы затем четко обозначить свои интересы и получить некие преференции как в случае сценария сближения отношений между Россией и США, так и в обратном случае, если политика Буша на постсоветском пространстве будет Обамой продолжена.

Отсутствие внятной стратегии США по региональным вопросам не только не изменится в апреле-мае, но, я думаю, в течение еще года новая администрация так и не определится со своей внешней политикой. Это намного усложняет ситуацию в мире. По аналогии, скажу, что в бизнесе, к примеру, легче иметь дело и договариваться с тем, кто четко показывает – вот мои условия, вот продукт который я хочу получить, а вот ваши преференции (выгода). Пока США не могут продемонстрировать таких четких контуров своей внешней политики и методом, которым можно будет проверить позицию новой администрации Обамы, станет иранская проблема, которая имеет огромную актуальность для России, Азербайджана и других стран. Вот тогда и станет ясно, что из себя представляет политика новой администрации США.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
3487

Последние новости

Все новости

1news TV