Квоты на нефть и политические пристрастия государств
Завершилась 152-я сессия конференции Организации стран – экспортеров нефти, проходившая в штаб-квартире ОПЕК в Вене. Завершилась довольно неожиданным решением.
Главный вопрос – сокращать или не сокращать добычу нефти – получил отрицательный ответ. По меньшей мере до мая квоты на добычу нефти странами ОПЕК, на долю которых приходится около 40% от общемирового производства нефти, уменьшены не будут и останутся на уровне 24,8 млн баррелей в сутки. Решение принималось не просто. За него выступала Саудовская Аравия, против – Иран и Венесуэла. Перед началом сессии у представителей стран – членов ОПЕК не было единого видения политики ценообразования. Иран и Венесуэла настаивали на том, что квоты необходимо снизить для стимулирования роста цен. Противником этих мер с самого начала выступала Саудовская Аравия. Ясно, что за подобным решением стоят ярко выраженные политические интересы тех государств, в союзнических отношениях с которыми находятся эти страны.
О том, что для поддержания стабильности цен на «черное золото» добыча должна быть снижена, говорили ранее и многие эксперты, а также представители российской делегации, которые присутствовали на сессии на правах наблюдателей во главе с вице-премьером РФ Игорем Сечиным. Российскую сторону представляли также и главы российских нефтяных компаний. Кстати, делегация РФ, присутствовавшая на заседании на правах наблюдателя, заявила, что российские компании уже сократили добычу.
По словам Сечина, в первые два месяца 2009 года российские нефтедобывающие компании уже снизили добычу по сравнению с показателями прошлого года на 1,9% до 78,5 млн тонн.
Кроме того, Сечин, выступая на заседании, отметил, что снижение добычи не должно быть единственным методом влияния на стоимость продукта. Он заявил и о других средствах поддержания устойчивости рынка.
Российская сторона убеждена, что одним из сильных средств, способствующих повышению устойчивости и предсказуемости рынка, могло бы стать преимущественное использование долгосрочных контрактов на поставку нефти. Это позволило бы учитывать при формировании цены рост реальных издержек на добычу и транспортировку нефти, а производителям – планировать инвестиции в долгосрочные проекты.
Глава делегации РФ также внес предложение совместно заниматься инфраструктурой резервирования нефти. Одним из шагов по предотвращению нежелательных колебаний цен на нефтяном рынке, по его мнению, могло бы стать наращивание странами-производителями инфраструктуры резервирования нефти и нефтепродуктов. Реализация таких проектов конечно же возможна. Но она требует масштабных инвестиций, поэтому наиболее целесообразно осуществлять их совместно и согласованно. Только в этом случае они могут дать какой-либо эффект.
В ходе заседания было озвучено также предложение о проведении международной конференции с участием государств – членов ОПЕК, стран – независимых производителей нефти, а также крупных нефтяных компаний, инвесторов, представителей экспертного сообщества. Целью конференции могло бы стать заинтересованное и всестороннее обсуждение накопившихся вопросов по обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития.
В процесс стабилизации нефтяного рынка могли бы быть вовлечены страны – независимые производители нефти. В качестве примера российский вице-премьер в первую очередь назвал такие страны как Казахстан, Азербайджан, Норвегию и Бразилию. Все они в не меньшей степени заинтересованы в стабильных и справедливых ценах на нефть, чем мы, – подчеркнул он.
Члены ОПЕК в свою очередь предложили российской стороне войти в число ее членов. Однако возглавлявший делегацию И. Сечин по завершении сессии сообщил, что она туда не стремится.
Решение об уровне добычи нефти – единственный инструмент картеля для оказания прямого воздействия на ценовую конъюнктуру на рынке углеводородов. Введение квот выступает и в роли ключевого механизма поддержания экономической устойчивости его членов. Текущие котировки в пределах 44-47 долларов за баррель многими членами ОПЕК рассматривались во второй половине 2008 года как вполне приемлемые, хотя тогда фактор глобального кризиса имел несколько иное содержание. Однако переоценивать значение регулирующей роли ОПЕК в сфере ценообразования не следует.
Относительно низкая цена на нефть во многом определяется рецессией североамериканских и европейских экономик, уровень потребления которыми энергоресурсов резко сократился. В этой ситуации ограничительные меры нефтяного картеля вряд ли смогут переломить системные факторы, влияющие на определение цены «черного золота». Стоимость углеводородов сможет качественно пойти вверх лишь тогда, когда на них в полном объеме восстановится спрос основных потребителей, а произойдет это не раньше 2010-2011 годов. Таково мнение подавляющего числа специалистов и экспертов.
Напомним, что в ОПЕК, на долю которой приходится почти половина всей мировой нефтедобычи, входят Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эквадор. В последний раз решение о сокращении добычи (на 2 млн. баррелей) было принято 17 декабря 2008 года.
Кстати цена нефть снова стала падать. По последней информации ее стоимость на азиатских рынках снизилась на 1,76 доллара, или 3,8%.
И это не в последнюю очередь связано с последним решением стран-членов ОПЕК.
Политические пристрастия, как всегда в таких случаях, являются определяющими. Это особенно очевидно в период экономических и финансовых кризисов.
Фикрет Садыхов, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора