Рамаз Климиашвили: «Для Саакашвили уже идет обратный отсчет времени»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским политологом Рамазом Климиашвили
- Приближается 9 апреля. Оппозиция активно готовится к уличным акциям, а властные структуры уже начали против них войну компроматов. Чем все это закончится?
- Начнем с того, что никакого компромата на оппозицию не было. Это компромат для дураков. В действительности там против оппозиции ничего нет. Никто даже не слышал о таком оппозиционере, как, например, Гвелукашвили, которого обвиняют в терроризме. Простите, но такого человека в оппозиции не было. Если действительно так и он при помощи 30 человек собирался штурмовать госучреждения, тогда он психически больной. Все это настолько шито белыми нитками, что в него никто не верит. То есть, это не компромат.
- Позвольте спросить, а почему тогда оппозиция оправдывается?
- Что касается самой оппозиции, да, они оправдываются и это считаю совершенно неправильным. Они не должны оправдываться. Потому что никакого компромата против них нет. Они должны продолжать то, что делали, т.е. готовиться к 9 апреля и ходить по всей Грузии, а власти пускай крутят эти ролики. В это, как уже сказал, только дураки поверят. Между прочим, все это в Вашингтоне вызвало негодование и что самое интересное - в Тбилиси примчался Мэтью Брайза, который всего десять дней тому назад находился здесь. Потому что в Вашингтоне подумали, что на самом деле все серьезно. Теперь он уже все знает и доложит кому следует.
- Брайза в Тбилиси встретился с двумя лидерами оппозиции – экс-спикером парламента Нино Бурджанадзе и бывшим постпредом Грузии в ООН Ираклием Аласания, а также с заместителем министра иностранных дел Грузии Гигой Бокерия. У вас имеется информация об этих встречах?
- Никакой информации ни у кого нет. Они об этом не хотят говорить, но я уверен, что Брайза сейчас хочет сохранить свой пост. Поэтому так нагло, как раньше, не будет вести себя, когда свою поддержку Саакашвили не скрывал. Сейчас другая ситуация. Так что, надеюсь, он в Вашингтон повезет правильный мессидж о встрече с оппозицией. Тем более что у него уже есть ясное представление, что эти позорные ролики сделали по заказу Саакашвили. Уверен, он сказал Гиге Бокерия, что если Саакашвили так будет себя вести, этим он ускорит свой конец.
- С чем вы связываете то, что в такой напряженный момент председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе и четыре его заместителя находятся в Вашингтоне?
- Они ищут, через кого-либо с кем-нибудь из важных чиновников сесть за стол, но не нашли никого. Это же ясно, что никто с ними общаться не хочет. Что самое интересное, Бакрадзе из Вашингтона шлет предложение оппозиционерам о каких-то переговорах. Почему он не говорил об этом тогда, когда находился здесь? Видимо, ему там ясно сказали об этом. Так что он получил свой мессидж. Поэтому, как ни смешно, но Бакрадзе прямо из Вашингтона нам указывает, что делать. Сейчас уже поздно. Для Саакашвили уже идет обратный отсчет времени.
- Кстати, где сейчас Саакашвили? Давно его в Тбилиси не видели.
- А сам он знает, где?
- Говорят, в Аджарии, в Бобокватской резиденции, а оттуда до Турции рукой подать...
- Да, чтобы сбежать. И тут, в Тбилиси, в Авлабари он построил себе дворец. Для президентского дворца место неудачное, но оттуда до аэропорта близко. Сейчас, наверное, думает, что может не успеть до аэропорта, народ может перекрыть дорогу и потому уже не стоит находиться в своей резиденции. Хотя это довольно неприступное место, но он все равно решил, что из Бобоквати ближе до Турции и он направится туда.
- Интересная вещь получается: президент в Бобоквати, председатель парламента в США, а премьера, который пытался встретиться со студентами Тбилисского госуниверситета, оттуда прогнали. Вообще, кто сегодня руководит Грузией, можете сказать?
- То, что Саакашвили не может управлять страной, уже даже и детям ясно. Он никогда и не знал, как управлять страной. Так что, если он сидит там, в Бобоквати, у себя в резиденции и наслаждается жизнью, ну и пусть. Это, наверное, его последний шанс. А чем вообще тут управлять? Экономики у нас нет, и чем вы хотите управлять?
- Как вы думаете, власть применит силу против демонстрантов 9 апреля? Как поговаривают в кулуарах, определенный контингент спецназовцев с этой целью уже готовят.
- Если открыто говорят, что идет подготовка, то это психологическое давление на население, чтобы оно не пришло на митинг. Ничего страшного тут нет, если идут тренировки. Это не значит, что будут разгонять. Если будут мирные демонстрации, то они не посмеют. Потому что после того «7 ноября» Саакашвили пришлось уйти в отставку.
- Чтобы потом вернуться, не так ли?
- Да, потом он вернулся. Если он снова повторит «7 ноября», ему и на этот раз придется уйти в отставку, но на сей раз уже не вернется. Это он великолепно знает. Он понимает, что Запад второй раз «7 ноября» не проглотит. Он знает, что если это повторится, то этим он ускорит свой конец.
- Кто может прийти к власти после Саакашвили?
- Пока называются три кандидата в президенты, но ни у одного из них я не вижу серьезных шансов.
- Имеете в виду Нино Бурджанадзе, Ираклия Аласания и лидера «лейбористов» Шалву Нателашвили?
- Да. У каждого из них не такой рейтинг, чтобы стать президентом.
- А Леван Гачечидадзе?
- У Гачечиладзе уже был шанс и он его упустил.
- Тогда как быть?
- Сначала нужно изменить закон о выборах, а потом состав Центральной избирательной комиссии. Хоть в Конституции записано, что за 45 дней после отставки президента нужно назначить новые выборы, это пока не к спеху. Из-за чрезвычайной ситуации выборы можно отложить хотя бы до осени. До этого парламент будет работать над Конституцией и над новым кодексом, чтобы выборы действительно прошли демократично. Если парламент этого не сделает, то народ и его тоже прогонит.
- Нынешний состав парламента способен внести в Конституцию нужные поправки и изменить закон о выборах?
- Когда не будет Саакашвили, да, способен. Они тогда моментально вспомнят, что парламентарии, а не лакеи Саакашвили, какими сейчас являются. 9 апреля будет мессидж всему миру, что грузинский народ не хочет Саакашвили.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии