Пхеньян: ракета для Обамы
Итак, Пхеньян все-таки запустил в космос очередную баллистическую ракету.
По большому счету, сейчас даже не важно, вывела она в космос спутник, который теперь летает и передает песни об обоих любимых и обожаемых вождях, или ее «голова» просто упала в океан. Без всяких песен. Это – уже дело техники. Корейцы сделали то, что обещали, и никакие предупреждения и угрозы их вовсе не тронули. Хотя им настоятельно рекомендовали этого не делать. Как-то даже странно, что Япония, США, Южная Корея, Европа и т.д. этому запуску так возмутились, что теперь собрано чрезвычайное заседание СБ ООН, который в настоящее время решает, что делать с севером и как бы его наказать.
Пока даже трудно понять, как именно можно наказать Северную Корею и за что. Пуск можно считать нарушением резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 2006 года, а можно и не считать. Здесь все дело в интерпретации. Резолюция требует, чтобы Пхеньян прекратил все работы по созданию баллистических ракет для доставки военных грузов. Но про мирные спутники там ничего нет. Да и санкции вводить против КНДР уже просто некому. Они и так действуют в полном масштабе, а единственная страна, которая еще может чем-то уколоть Пхеньян – это Китай. Он-то как раз призывает все стороны трезво оценить все произошедшее. Как и Россия.
Вообще в реакции США и их союзников чувствуется кое-что искусственно раздутое. Обыденная мудрость тут же подсказывает, что запуск пришелся как нельзя кстати для США, поскольку позволит Вашингтону использовать его как еще один аргумент «за» развертывание новых систем ПРО в Европе и Азии – против государств-ядерных изгоев. Как раз типа Северной Кореи и Ирана. Но это все на уровне «обыденной мудрости», из разряда очень примитивной бытовой пропаганды.
То, что сделала Северная Корея, поднимает вопросы гораздо более глубокие, чем все те, что связаны с ее яркой поведенческой нетрадиционностью. И это очень кстати, поскольку может подвигнуть мир, естественно западный и более всего США, на изменение своего отношения к Пхеньяну. Ясно, что вести с ним дела как прежде уже невозможно. Это не дает результатов, поскольку северокорейским вождям собственно нечего уже и терять. С Пхеньяном пока не особенно говорили. Ему больше диктовали и ждали от этого результатов. Между прочим, Пхеньян в таком отношении не одинок. Почти то же самое происходило и в отношениях США к Ирану, Белоруссии, Сирии. С ними вроде уже намечается переход к прямому диалогу. Почему не с Северной Кореей?
Если страна идей «чучхе» и была в чем-то всегда последовательна, то как раз в демонстративном пренебрежении любыми предупреждениями типа «не делать», «не продолжать», «не развивать» etc.
Как показывает долгая практика попыток решить любые проблемы с корейским севером, традиционный образ дипломатического мышления здесь совершенно не подходит. И даже вреден. Корейцы, конечно, не «тоньше» других на Востоке. Странно, что этого словно никто и не замечает. Официальный Пхеньян, надо согласиться, не подарок. Но и его можно понять: если с государством разговаривать как воспитатель с учеником («прекратите немедленно, а не то я приду и разберусь»), то кому же это может понравиться? Генетическое чувство противоречия северокорейских руководителей лишь увеличивается в объеме под воздействием внешних раздражителей.
По иронии судьбы, корейцы «плюхнули» свою ракету в океан как раз в тот самый день, когда президент США Барак Обама выступал в Праге с программной внешнеполитической речью и рисовал свое видение будущего мира. Он, по-Обаме, должен обязательно стать безъядерным, и Америка «как единственная страна, применявшая ядерное оружие, несет моральную ответственность» за превращение мира в таковой. Ну, кто бы спорил и с первым и со вторым? Тем более что Америку к этому уже давно призывают, в первую очередь, - Россия. Правда, американский президент добавил: «не при моей жизни». Обаме в августе исполнится 48 лет и, дай бог ему здоровья, значит, мы, по крайней мере, еще лет 40-50 не увидим безъядерности. Значит, сам он на это всерьез не рассчитывает. Наблюдатели из числа циников утверждают, что все пражское выступление Обамы в разделе «безъядерности» – чистая утопия. Но не в этом дело.
Дело здесь в изменившемся мире. Дело в отношении Вашингтона к Пхеньяну и в том, как дальше вести дела и переговоры с Севером. Для Барака Обамы корейская ядерная проблема будет теперь не меньшим испытанием, чем иранская ядерная проблема, отношения с Россией и восстановление доверия к США в мире.
Северокорейцы, возможно, сами того не совсем сознавая и уж точно не рассчитывая на это, очень приземлили все ожидания, связанные с 44-м американским президентом. На пользу всем, потому что слишком уж начало затягиваться упражнение «восхищение Обамой». Он, конечно, совершенно неординарен (на фоне Буша). И никогда еще в мире так доброжелательно не относились к новому президенту США. И никогда еще на смену президенту, которого воспринимали с такой неприязнью, как Буша-младшего, не приходил президент, которого приняли с таким воодушевлением, как Барака Обаму. Такой переход от крайности к крайности дал очень нехорошие корни. Администрация Обамы, похоже, даже начала утверждаться сама и убеждать других в мысли о том, что Барак Обама настолько хорош, что этот мир обязан, в порядке чистой человеческой благодарности за то, что имеет дело с Обамой, а не с Бушем, сесть с ним за стол переговоров. А уж Обама скажет – как надо. А уж кто не спрятался….
Обама говорит, что «приезжал в Европу слушать и учиться». Европейцы на всех последних саммитах - G-20, НАТО и ЕС-США, уже дали ему некоторые уроки европейской реальной дипломатии – 44-й президент США получил отнюдь не все, чего добивался. Пуск корейской ракеты показывает, что сделать мир безъядерным не так уж просто, хотя можно. Надо только учесть и интересы «другой стороны», какой бы несимпатичной она не казалась. Для этого на стол шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме (США, Россия, Китай, Япония, Южная и Северная Кореи) надо положить такой проект договора, который устраивал бы всех.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.