Элин Сулейманов: «Исторические проблемы между Турцией и Арменией не могут быть разрешены за счет интересов Азербайджана»
Эксклюзивное интервью 1news.az с генеральным консулом Азербайджана в Лос- Анджелесе Элином Сулеймановым
- В мире имеет большой резонанс визит президента США в Турцию, внимание международной общественности приковано сейчас к Анкаре и Стамбулу, где собралось большое количество представителей политического руководства разных стран. Насколько неожиданным был вылет главы МИД Армении Налбандяна в Турцию, хотя до этого он категорически отказался лететь туда?
- Мы все должны приветствовать визит американского президента в Турцию, поскольку это показывает важность турецкой политики и возрастания внимания к нашему региону со стороны США. Не секрет, что Турция является весомой частью Евроатлантической архитектуры и очень символично, что Обама прибыл в Анкару в рамках своего европейского турне.
Что касается появления главы МИД Армении в Турции, отмечу, что тут в США армянские общины тоже были уверены до последнего момента в том, что Налбандян не вылетит в Турцию и для всех стало неожиданностью то, что армянский министр вдруг оказался в Стамбуле. Видимо, в последний момент, не обошлось без согласования между американской и российской сторонами.
- А вообще новые финты турецкой внешней политики и инициативы, выдвигаемые официальной Анкарой, в частности в деле открытия армяно-турецкой границы, были Вами прогнозируемы?
- Давно уже видны изменения в линии турецкой внешней политики и для меня не сюрприз, что официальная Анкара идет на сближение в Арменией в ущерб интересам Азербайджана. Как минимум о таком повороте событий можно было судить по участившимся контактам между турецкими и армянскими дипломатами в США.
- Какой эффект для Южного Кавказа могут иметь итоги встреч в Анкаре между руководством Турции и США?
- Если задача США и Турции состоит в том, чтобы изменить ситуацию в нашем регионе, открыть его и способствовать интеграционным процессам, вовлечь и Армению в экономические, коммуникационные и транзитные проекты на Южном Кавказе и за его пределами, то не получится этого достичь за счет интересов Азербайджана. Дело в том, что причиной самоизоляции Армении является не Азербайджан, а является оккупация азербайджанских территорий с армянской стороны. И если турецкая сторона хочет действительно увидеть благосостояние и успешное развитие нашего региона, для этого открытия турецко-армянской границы недостаточно, для этого Армения должна открыть границы с Азербайджаном, должны вернуться все беженцы, восстановиться транспортно-коммуникационные линии, то есть, сделано все, что предполагает под собой мирный договор между Азербайджаном и Арменией. А просто так открытие границы турецкого Игдыра или Карса с Арменией проблемы не решает, а только осложняет ее и ситуацию по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Если президенты США и Турции хотят добиться настоящего успеха в нашем регионе и видеть Армению интегрированной частью Южного Кавказа, самым лучшим способом является нахождение способа скорейшего урегулирования Карабахского конфликта.
- Если откроется армяно-турецкая граница, возможна ли корректировка внешней политики Азербайджана по отношению к Турции, и насколько в итоге изменится геополитическая ситуация в нашем регионе?
- Мне трудно судить, чем руководствуются Турция и США, принимая решения, это является суверенным правом каждого государства - вести политику исходя из своих интересов, но если мы говорим о Южном Кавказе как о чем-то целом в будущем, то естественно ключевым политикообразующим фактором региона является Азербайджан, а не Армения. На сегодняшний день в отношениях Азербайджан-Грузия-Турция-Армения именно Армения имеет негативное влияние на все стороны. От Армении не исходит никаких транзитных, экономических проектов, она предлагает только негативные факторы – «я оккупировала азербайджанские территории и буду этим шантажировать окружающие страны». Вот эта негативная позиция Армении и является постоянной причиной напряженности в регионе.
- Мы еще помним, как в августе прошлого года неожиданно изменился геополитический расклад по итогам грузинских событий, и в сегодняшней складывающейся ситуации можно прогнозировать адекватные действия Азербайджана, которые повлияют на региональную политику?
- Пока трудно об этом говорить, еще можно говорить только о разговорах, идущих в политических кулуарах по этому поводу, но конкретизировать что-то еще рано. Все прекрасно понимают, что смыслом переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией является освобождение оккупированных территорий и возвращение всех беженцев на свои земли. Армения должна освободить эти земли и это вообще не тема для обсуждения, все стороны это прекрасно осознают. Прекращение оккупации на пользу в первую очередь самой Армении, которая не способна содержать эти земли, поскольку сама кормится за счет иностранных вливаний. Сопредседатели и страны, участвующие в переговорном процессе должны исходить из принципа достижения мира в интеграции на Южном Кавказе, чего не достичь, ущемляя законные права и интересы Азербайджана.
А мы становимся свидетелями того, что политика ведется не с точки зрения реальной ситуации, а каких-то исторических дат и событий, в частности так называемого «геноцида» армян. Как только приходит апрель месяц, начинаются всяческие визиты и заигрывания с армянской стороной, все это искусственная игра, не имеющая отношения к сегодняшней ситуации и поэтому только вредящая будущему Южного Кавказа. Во всем этом нет никакой пользы для стран Южного Кавказа и развития отношений между ними. Мы все время сталкиваемся в США в апреле месяце с суматохой устраиваемой армянской диаспорой, которая активизируется на один месяц, а потом весь год ждет следующего апреля. Понятно почему это делает армянская диаспора, это ее политическое кредо, но странно когда политики из разных стран пытаются формировать отношения опираясь на исторические события, а не на сегодняшний реальный расклад. Это хорошо, что Армения хочет договориться с Турцией и Азербайджаном, но есть реалии, в конце-то концов не Азербайджан ведь напал и оккупировал армянские территории, эти факты остаются фактами и они являются причиной влияния на региональную политику, а не события 95-летней давности в Османской Турции.
- То есть нынешняя позиция Турции в деле нормализации отношений с Арменией не является конструктивной для нашего региона?
- Турция закрыла в 1993 году свою границу с Арменией в знак протеста против оккупации армянскими вооруженными силами Кельбаджарского района, находящегося за пределами НКАО (Нагорного Карабаха). Граница не была закрыта из-за каких-то исторических дискуссий почти 100-летней давности, это был реальный ответный шаг Турции в соответствии с резолюциями ООН в ответ на оккупацию азербайджанских земель. И чисто логически открытие границы может произойти после соответствующего шага армянской стороны по освобождению оккупированных территорий. А устраивать торг с Арменией за счет интересов Азербайджана как минимум политически неверно. Факт оккупации территорий Азербайджана - это не исторический эфемерный вопрос, какими являются события в несуществующей сегодня Османской империи, поэтому логично строить политику на реальной ситуации, а не на произвольных домыслах 100-летней давности.
К исторической дискуссии между Турцией и Арменией мы не имеем никакого отношения, и поэтому не совсем понятно, когда свои проблемы хотят решать за счет азербайджанских интересов.
Ризван Гусейнов