Протекционизм против мировой торговли
Экономический кризис нанес ощутимый удар по глобализации, и ее важнейшей составляющей – международной торговле. В нынешнем году ее объемы даже по оптимистическим прогнозам снизятся на 9%.
Одна из главных причин тому – многочисленные таможенные и административные барьеры, выросшие как по волшебству, едва экономический кризис вступил в острую фазу. Чиновники и представители делового сообщества ведущих стран мира в ходе международных встреч с завидной регулярностью декларируют отказ от протекционизма и поддержку свободной торговли, но, вернувшись на родину, принимают новые протекционистские меры.
Напомним, в ноябре прошлого года состоялся первый саммит «большой двадцатки», на котором лидеры ведущих мировых экономик договорились не жалеть сил для поддержания свободной торговли. Но к середине весны 2009 года 17 из 20 стран воздвигли новые торговые барьеры и приняли меры по поддержке своих производителей и торговцев. Это и многомиллиардные вливания лидерам европейского и американского автопрома, и поддержка финансового сектора, и введение новых антидемпинговых мер. Многим странам даже не надо принимать для этого каких-то специальных законов, их действующие законодательства предусматривают увеличение государственной поддержки своих производителей, например, в случае падения мировых цен на их продукцию.
Переговоры на эту тему продолжаются, но результат тот же. Даже заявления политиков, сделанные во время международных встреч, порой диаметрально противоположны тому, что они говорят внутри страны. В конце апреля 2009 года, например, прошла встреча министров сельского хозяйства стран «большой восьмерки», участники которой среди прочего обязались «поддерживать процесс глобализации и открытости рынка, избегая протекционизма и спекуляций». А уже в мае вице-премьер РФ Виктор Зубков твердо пообещал, что государство защитит отечественное сельское хозяйство, и сделает это как раз при помощи протекционистских мер. «Большинство стран применяет протекционистские меры для защиты своего сельского хозяйства. Мы не можем допустить, чтобы наше сельское хозяйство было ущемленным», - пояснил чиновник. Меры по защите отечественного сельского хозяйства станут одним из предметов обсуждения на Всемирном зерновой форуме, который пройдет в Петербурге 6-7 июня этого года.
Впрочем, сельское хозяйство – сфера особого внимания не только в РФ, а декларируемые российским правительством меры по поддержке отечественных крестьян не идут ни в какое сравнение с той помощью, которую оказывают своим фермерам власти Европы, США и Канады. Так, в США господдержка на рубль произведенной продукции составляет порядка 16 копеек, в ЕС – 32 копейки, а в России всего 6 копеек. Более низкими показателями могут похвастаться лишь страны с исключительно благоприятным климатом, например, Австралия и Бразилия.
И дело не только в поддержании конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке, правительства западноевропейских стран не скрывают социальной направленности оказываемой поддержки. Прилагается немало усилий для сближения регионов по уровням доходов и подтягивания доходов аграриев до уровня других отраслей - даже для решения такой, эфемерной на первый взгляд, задачи, как сохранение сельского образа жизни в его нынешнем виде.
Что же касается России, денег, которые выделяет аграрному сектору наше государство, не хватает даже на покрытие убытков от роста тарифов цен на технику и расходные материалы. В 2008 году в рамках государственной программы по развитию сельского хозяйства село получило около 77 млрд рублей, а потери крестьян из-за подорожания удобрений, техники, электричества, горюче-смазочных и строительных материалов составили около 120 млрд руб.
В целом, политику государств в отношении протекционизма и свободной торговли лучше всего характеризует известная русская пословица: «своя рубашка ближе к телу». Каждый советует другому «снять барьеры» и не препятствовать свободе торговли, но не спешит делать этого сам, ибо понимает, что результат может оказаться плачевным. Лишь один пример: Брюссель убедил страны Восточной Европы отказаться от защиты своих крестьян. А теперь аграрии из бывшего соцлагеря заявляют, что если страны западной Европы не откажутся от протекционистских мер (а отказываться они, судя по всему, не собираются), то им – фермерам из восточной Европы - нынешнего кризиса не пережить: разорятся тысячи хозяйств, сотни тысяч человек останутся без работы. Но властям остается лишь разводить руками – закупочные цены на сельхозпродукцию были согласованы во время переговоров о вступлении восточноевропейских государств в ЕС, и пересмотреть их можно будет не раньше 2013 года.
Вообще лучше не забывать, что принципы свободной торговли сами по себе вещь довольно лукавая. Получается, что в действительности это не более чем средство разоружить своих конкурентов, вскрыть их рынки для своих производителей и торгового капитала. В условиях свободной конкуренции страны с развитыми экономиками оказываются в заведомо выигрышных условиях. Но развитые страны стали таковыми в том числе и потому, что на протяжении десятков, а то и сотен лет защищали свои рынки и интересы своего торгового капитала всеми средствами, включая военные.
Чего стоит пример Британии – родины либеральной экономики – до конца Второй мировой войны здесь действовали законы, запрещающие иностранным судам ввоз на территорию страны целого ряда товаров. Это касалось не только товаров из британских колоний, но почти всех товаров с так называемой «экономической периферии», в том числе сырья и продовольствия из России. А в чем секрет успеха японской автомобильной промышленности? Если спросить самих японцев, можно услышать много красивых слов о национальном духе и японском трудолюбии. Но о том, что во времена становления японского автопрома его произведения – дешевые, невысокого качества копии американских машин – шли на экспорт по цене ниже себестоимости (а без мощной государственной поддержки компаний сделать это было бы невозможно), японцы говорить не любят. Наконец, политика слабого юаня, повышающая конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке, и косвенная поддержка китайских «пиратов», копирующих продукцию известных марок, сыграла не последнюю роль в становлении китайской индустрии.
Так что вряд ли стоит ожидать, что теперь, в разгар экономического кризиса, хоть кто-то из мировых лидеров по доброй воле решится сдать свои рынки и поставить собственных производителей под удар иностранных конкурентов.
Влад Гринкевич, экономический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора