Теймураз Гочиташвили: «Первая фаза Nabucco будет обязательно реализована за счет газовых ресурсов Азербайджана»
Эксклюзивное интервью 1news.az с советником генерального директора по стратегическим и политическим вопросам Нефтегазовой корпорации Грузии («Georgian Oil and Gas Corporation» Ltd., GOGC) Теймуразом Гочиташвили
- В чем, на ваш взгляд, состоят основные угрозы нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ), которые объединяют Азербайджан и Грузию?
- В нашем регионе технологические риски практически сведены к минимуму. Никаких катастрофических явлений по данному маршруту – сейсмологических и прочих – не предполагается. Так что здесь в основном приходится говорить о политических рисках. Не секрет, что эти риски связаны с нашим северным соседом.
В то же время события августа прошлого года показали, как недоброжелательные намерения могут возыметь обратный эффект. Вы можете сами проверить статистику: если сравнить прошлогодние показатели с показателями года нынешнего, то мы увидим, что по этим трубопроводам (после августовских событий) транспортируется гораздо больше нефти и газа. Это, конечно, связано и с наращиванием мощности на азербайджанском газоконденсатном месторождении «Шахдениз» и нефтяных месторождениях. Однако с другой стороны нельзя забывать, что есть и другие возможности транспортировки, но энергоресурсы транспортируются именно по данному маршруту.
Так что если даже речь идет о политическом риске, его нейтрализует желание мирового экономического сообщества диверсифицировать пути маршрутов поставок энергоресурсов.
- Бытует мнение, что упомянутые вами события вокруг Южной Осетии подорвали надежность глобальных проектов с участием Грузии. Каково ваше мнение на этот счет?
- Частично я уже ответил на этот вопрос. В то же время, для того, чтобы убедиться в необоснованности данного мнения, можно вспомнить решения последнего Пражского или предпоследнего Софийского саммитов. Там прямо записано, что маршрут транспортировки энергоресурсов для Nabucco или других проектов (с использованием энергоресурсов каспийского бассейна) – это Азербайджан, Грузия и далее. Нигде не упоминается иных путей.
- Кстати говоря, многие утверждают, что проект Nabucco является одним из наиболее политизированных экономических проектов современности, и перспективы его реализации отнюдь не так радужны, как это хотят представить на Западе. Что думаете по этому поводу этого? Уверены ли вы, что проект состоится в любом случае, даже при нынешней настороженной позиции центрально-азиатских партнеров?
- Я уверен, что после построения пока недостроенного участка газопровода можно будет начать реализацию первой фазы Nabucco из Азербайджана по Южно-Кавказскому трубопроводу (ЮКТ) и далее до Стамбула. На нашем участке практически до середины Турции трасса готова. Так что я уверен, и это уверенность основывается на реалиях. Есть все возможности, все предпосылки для того, что первая фаза Nabucco будет обязательно реализована за счет Азербайджана, базируясь лишь на азербайджанские ресурсы, используя ЮКТ и далее.
Так что я не разделяю пессимизм, отраженный в вашем предыдущем вопросе. Конечно, уже не та ситуация, что была прежде. Но с другой стороны мировое сообщество уделяет этому вопросу больше внимания.
- Какие выводы, на ваш взгляд, должны сделать Азербайджан и Грузия из последних событий, так или иначе показавших уязвимость региональных энергетических проектов?
- Еще в прошлом году многие были убеждены, что все уже готово на трассе «Азербайджан-Грузия» и все произойдет само собой. Однако события в Грузии показали, что все далеко не так. Надо быть внимательными, необходимо постоянно прилагать усилия для нейтрализации всех возможных рисков, которые могли бы привести к тому, что каспийский газ пойдет в Европу по другому маршруту. Я думаю, в Консорциуме (по Nabucco. – Авт.) не хотят, чтобы произошло такое развитие событий. И нас оно никак не устраивает.
Тут дело вот в чем: нынешний путь идет по странам, не являющимся добывающими. А все остальные пути, будь то иранское направление или, к примеру, российское, проходят по странам-конкурентам. Азербайджан старается стать ведущим государством по экспорту газа, а ему невыгодно транспортировать свой газ по территории добывающих стран, то есть практически по территории конкурентов. Это очевидно, и это показал пример Туркменистана. После такого примера для Азербайджана это стало еще более ясно. Тем более, это крайне нежелательная опция развития этих событий.
Махир Мамедов