Александр Русецкий: «Главная причина напряженности на Южном Кавказе - борьба за энергоресурсы Каспия и их транзит»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским конфликтологом, директором Южно-Кавказского института региональной безопасности (Грузия) Александром Русецким
- Накануне годовщины августовских событий 2008 года между Россией и Грузией напряженность нарастает и во что все это может вылиться?
- Это может вылиться во вторую августовскую компанию. В российской военно-политической ментальности это популярный термин.
- Глава Цхинвальского марионеточного правительства Эдуард Кокойты уже требует от грузинских властей Трусовское ущелье, которое, по его заявлению, историческая осетинская земля. Может это стать поводом для новой войны?
- Не думаю, что подобные заявления могут стать поводом для войны. Главная причина напряженности – политический конфликт между США и Российской Федерацией. Несмотря на общие заявления, оба центра стремятся к полному обладанию ситуацией в Грузии и на Украине в целом.
- Как тогда понять слова Кокойты, что Россия за него еще повоюет?
- Решающую роль здесь играет борьба за энергоресурсы Каспия и их транзит. У Российской Федерации и осетинских сепаратистов есть свои стратегические интересы. Они общие и на данном этапе реализована лишь часть задач.
- А какая задача осталась еще нерешенной?
- Стратегическая задача - контроль коммуникации «Север-Юг» (через Грузию) на Армению и Иран в направлении военной вазы в Гюмри. Однако эта задача идет вразрез с планами Тбилиси и западных стран. Либо Россия берет контроль над этой военно-транспортной коммуникацией, что означает расчленение Грузии минимум на две части, либо власти в Тбилиси становятся более нейтральными, что будет компромиссом на большой шахматной доске. Дело в том, что, к превеликому моему сожалению, война устраивает одновременно всех участников конфликта.
- А почему Грузию должен устраивать конфликт?
- Большая разница между Грузией и властью Грузии. Конфликт устраивает Саакашвили, чтобы окончательно приморозить внутреннюю оппозицию, а также попытаться усилить свои связи с Западом. Конфликт нужен и Кокойты для того, чтобы получить новую роль в новой пьесе. Я все-таки думаю, что широкомасштабных военных действий не будет.
- А можно все-таки избежать войны?
- Избежать вообще возможно. Для этого необходимо следующее условие: это переход к новому уровню культуры в решении геополитических задач и это касается как государственных субъектов, так и транснациональных компаний. Стратегическая стабильность будет достигнута в том случае, если распределение энергоресурсов и их транзит будет происходить с ориентацией на стратегическое сотрудничество, что уменьшит напряженность и уровень конфликтогенности в целом. То есть, участие всех и также учет интересов всех.
- Получается, что шансов мало?
- Шансы есть, но для того чтобы они реализовались, нужно одно условие. Кто-то активно должен хотеть мира, но вся наша трагедия в том, что за двадцать лет войн на Кавказе, в частности в Грузии, не сформировалось миротворческого движения, т.е. не виден социальный заказ. Поэтому и страдания нашего населения будут продолжаться, если не начнется новая протестная волна «против всех».
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии